Фармация по-арабски

02.05.2017
00:00
...
В то время как европейские монахи в ХIII—XIV вв. только начали разводить свои аптекарские сады, арабская медицина уже вовсю использовала фармацию. В странах Арабского халифата в 800-х гг. наблюдался значительный расцвет химических знаний, и вслед за организацией больниц здесь впервые появились аптеки. Не случайно «алхимия» — слово арабское. И так же не случайно европейские средневековые аптеки создавались именно по арабскому образцу.

Арабские изобретения

В странах Арабского халифата довольно рано разделили профессиональных аптекарей и врачей: это произошло в XII—XIII вв. в результате королевских указов, которые контролировали работу аптек, хотя те и были частными. Поскольку количество препаратов увеличивалось с каждым годом, а технологии их приготовления усложнились, в полномочия аптекарей теперь входило исключительно приготовление лекарств и торговля. Лечить больных разрешалось только врачам. Однако правила также гласили, что докторам следует тщательно изучить свойства нового лекарственного средства, прежде чем начать его использование.

Арабские врачи и фармацевты обучались вместе, а одной из популярных медицинских школ был Салернский медуниверситет, расположенный недалеко от Неаполя. Здесь в 1140 г. составили первый «Антидотарий» — книгу, содержащую 60 рецептов лекарств-противоядий. В этой же книге впервые упоминается и аптечная весовая единица (приравненная к весу одного пшеничного зерна средней величины) — гран. Вслед за граном появились скрупула, драхма и унция — ими в рецептах определялись дозировки препаратов (одноразовые или суточные), и ими же аптекари руководствовались, назначая государственные цены на лекарства.

Первая «официальная» арабская аптека открылась в Багдаде в 754 г., и к этому моменту было приурочено издание правил изготовления лекарств — универсального справочника-энциклопедии, которую арабы назвали «карабадини». Рецепты, которые в нее вошли, показывают, что древние аптекари были осторожны и старались не использовать сильнодействующие средства. А там, где без их применения невозможно было обойтись, добавляли к ним фиалковый корень и лимонный сок. Популярны были растительные слабительные — «индийский финик» тамаринд и трава сенна. Наука о ядах и противоядиях также немало увлекала арабских аптекарей: преуспев в ней, они ввели в фармакопею множество новых терминов — алкоголь, юлеп (розовая вода), лоох, нафта, камфара, безоар. Популярный в те времена в фармацевтике мед арабы заменили на сахар, из которого стали изготавливать лекарственные сиропы. Широко использовались пряности (мускус, корица, мускатный орех, гвоздика): на их основе готовились пилюли, кашки, сиропы, пластыри, душистые масла. Эти рецепты были сложны и содержали около 60 ингредиентов. Немного позже свои фармацевтические навыки арабы стали использовать для изготовления душистых продуктов, построив в Дамаске фармацевтическую фабрику по перегонке ароматных вод, изготовлению специальных мазей, эфирных масел.

Параллельно аптекари совершенствовали технику для приготовления лекарств. Именно арабским алхимикам современная медицина благодарна за изобретение водяной бани и перегонного куба. Они впервые использовали фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт, назвав его «алко-холь».

Многогранные таланты ар-Рази

Одним из первых знаменитых арабских аптекарей раннего средневековья был философ, врач и химик Абу-Бекр Мухаммед Закария ар-Рази (латинизированное имя Разес), живший в 865 — 925 гг. Он родился в городке Рей (рядом с Тегераном) и заинтересовался медициной, когда ему было около 30 лет. Новое увлечение заставило ар-Рази переехать в Багдад, где вскоре он оброс учениками и стал управляющим местной больницей. Ранний интерес к химии определил интересы ученого — он начал исследовать применение солей ртути и первым провел клинические испытания на животных (обезьянах). Свои таланты ар-Рази применял не только в науке: он сконструировал первый «лор-инструмент» для извлечения инородных тел из гортани, а также начал применять вату при перевязках и нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости.

Перу ученого ар-Рази принадлежит первая арабская медицинская энциклопедия в 25 томах «Kitab al-Hawi» («Всеобъемлющая книга по медицине»): здесь им приведены не только описания множества заболеваний, но и анализ болезней с точки зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских врачей. В XIII в. «Kitab al-Hawi» была переведена на латинский язык, позже — на многие европейские языки. Именно эта книга наряду с «Каноном медицины» Ибн Сины была настольной книгой врачей Европы и Востока на протяжении многих столетий.

Еще один свой серьезный медицинский труд в 10 томах «Al-Kitab al-Mansuri» ар-Рази посвятил правителю Хорасана Абу Салиху Мансуру ибн Исхаку. Сюда вошли теоретические медицинские положения, знания в области патологии, фармацевтики, диетологии, косметики и гигиены, а также были описаны навыки, полученные знаменитым врачом из его практики в области хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний.

Работа ар-Рази «Об оспе и кори» хотя и не претендовала на большой объем, но как учебная литература по сей день признается одним из интереснейших трактатов арабской медицинской литературы. Здесь изложена клиника этих жизненно опасных инфекционных заболеваний, сформулирована теория их заразности, диф-диагностика, а также способы лечения, диета для пациента, возможности профилактики заражения и способы ухода за больным.

В арабской литературе сохранилось множество преданий об этом знаменитом медике, фармацевте и философе. Одной из таких притч является история о месте строительства багдадской больницы. Когда правитель Багдада спросил совета у ар-Рази, врач ответил следующее: «Нужно развесить в разных частях города куски свежего мяса, и там, где оно испортится в последнюю очередь, надлежит находиться больнице». Разумеется, в период раннего средневековья еще далеко было до понятий о существовании микробов. Однако знаний и опыта практикующего врача было достаточно, чтобы принять и обосновать такое решение.

Другая притча гласит о том, как к ар-Рази привели безнадежного пациента с кровохарканьем. И первое, что спросил доктор у больного: «Какую воду вы пьете?» Услышав в ответ «болотную», ар-Рази заключил, что при такой ситуации больной, скорее всего, проглотил пиявку. Пациенту был назначен травяной сбор под названием «лягушачья шерсть» для обильной рвоты: пиявка вышла с рвотными массами, а «приговоренный к смерти волей Аллаха» выжил.

Ар-Рази умер в возрасте 60 лет полностью ослепшим, в нищете. Свои последние годы великий арабский ученый посвятил изучению вопросов долголетия, изложив свои мысли и наблюдения в книге «Почему очень мало людей достигает пожилого возраста».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.