Маска, я тебя знаю!
Современный рынок, стремясь удовлетворить все возрастающий спрос, предлагает огромное разнообразие защитных масок, отличающихся не только назначением и характеристиками, но и внешним видом. В последнее время и у нас в стране появление человека в маске в метро или троллейбусе стало нередким явлением. Однако все же отношение к людям в масках у окружающих настороженное. Это можно объяснить скудостью достоверной информации об эффективности масок и, как следствие, низкой культурой их использования.
История защитной маски началась в эпоху Средневековья, во времена свирепствования эпидемий, в т.ч. пандемии бубонной чумы, унесшей более трети населения Европы. Знаменитый, теперь уже в качестве карнавального, костюм «чумного доктора», маска с клювом, дополненная широкополой шляпой, перчатками, длинным кожаным или пропитанным воском плащом — в окончательном виде сложился в начале XVII в., однако маска встречается в графических источниках более раннего периода. Этот зловещий аксессуар выполнял сразу несколько задач. Своим видом маска должна была отпугивать болезнь; ароматические соли чабрец и розмарин, набитые в клюв, облегчали дыхание в условиях нестерпимого чумного смрада, а окружающие не ощущали сильного запаха чеснока, который постоянно жевал доктор.
В 1860-х гг. английский врач-гигиенист Джозеф Листер разработал теорию антисептиков. С тех пор врачи стали уделять больше внимания специальной одежде. А марлевая или хлопчатобумажная повязка появилась в стандартной медицинской униформе в 1916—1918 гг. во время эпидемии испанки. В 1920—1930 гг. ношение маски стало обязательным для медицинских работников.
Появление новых штаммов вируса гриппа, повышенная распространенность туберкулеза и другие современные инфекционные опасности повлекли за собой повышенный интерес к индивидуальным средствам защиты от воздушно-капельных инфекций. Одним из самых доступных средств защиты является одноразовая медицинская маска.
Современный материал, использующийся при изготовлении масок, представляет собой трехмерную структуру из ультратонких полимерных волокон. Эта технология была разработана нашим соотечественником Игорем Васильевичем Петряновым-Соколовым. Такая структура, получившая название «фильтр Петрянова», не только препятствует прохождению частицы крупнее «ячейки» фильтра, но и способна задерживать более мелкие элементы.
Два основных фактора, определяющих эффективность маски, — ее фильтрующие свойства и степень прилегания к лицу. Маска в классическом виде — это повязка прямоугольной формы, закрывающая нос и рот и относительно свободно примыкающая к лицу. Процедурная маска крепится резинками, хирургическая — имеет завязки. Изначально ни процедурная, ни хирургическая маски не были предназначены для защиты пользователя от инфекций. Их задача — защитить от крупных капель и частиц. Из-за ощутимой боковой протечки такие маски не могут полностью уберечь от опасности заражения.
К тому же следует помнить, что фильтрация происходит в обоих направлениях. Маска имеет свойство быстро насыщаться выдыхаемой влагой, что стремительно снижает ее эффективность. Площадь фильтра уменьшается, давление воздуха возрастает, через фильтр маски начинает «прорываться» большее количество нежелательных частиц. Одновременно с внутренней стороны образуется благоприятная среда, своеобразный «бульон» для развития микроорганизмов.
Время, за которое маска приходит в негодность, зависит от режима дыхания пользователя. Оно составляет один час, если в течение этого времени приходится много говорить, и может достигать трех часов в режиме хирургической операции.
Сегодня благодаря стремительному развитию технологий появляются все новые типы масок, по эффективности приближающие их к респираторам. Это касается как фильтрующих свойств, возросших благодаря усовершенствованию применяемых многослойных материалов, так и степени прилегания благодаря новым формам и дизайнам. Например, маски лепестковой, конусовидной, клювовидной формы практически не допускают боковой протечки воздуха.
Важный аспект ношения маски — степень комфорта. К сожалению, возрастание уровня фильтрации ведет к повышению дискомфорта и увеличению усилий при вдохе и выдохе. Максимально допустимая нагрузка на респираторную систему составляет 60—95 л/мин для масок и 28—32 л/м для респираторов. Сохранить высокую степень фильтрации и при этом не превышать максимальную нагрузку на дыхательную систему можно только путем увеличения площади фильтра. Наилучшим образом эту задачу выполняет маска в форме «утиного клюва».
Изначально маски использовались для защиты медицинского персонала. Однако впоследствии оказалось, что для уменьшения вероятности заражения воздушно-капельным путем эффективнее надевать маску инфицированному пациенту.
Для того чтобы правильно выбрать маску, нужно знать, что из себя представляют и для чего предназначены основные типы и виды современных масок.
Трехслойные процедурные и хирургические маски традиционной прямоугольной формы призваны создать барьер, защищающий чистую внешнюю среду (например, в операционной) от попадания крупных частиц аэрозоля при чиханьи и кашле, а также несколько снижают вероятность передачи инфекции. В случае использования качественных материалов такие маски могут обеспечивать до 80% фильтрации частиц размером 80—120 микрон. Но неплотное прилегание делает возможным поступление инфицированного воздуха в обоих направлениях.
Сфера применения: медицинские процедуры в неинфекционных стационарах.
Четырехслойные маски отличаются от трехслойных наличием дополнительного пленочного слоя, обеспечивающего противожидкостную защиту. Некоторые из них дополняются брызгозащитным экраном. Такие маски различаются предельным давлением струи в 160, 120 или 80 мм рт.ст.
Сфера применения: защита хирурга от крови во время операции.
Маски-респираторы и респираторы без выпускного клапана относятся к европейскому классу защиты FFP2 и N95, требующему эффективность фильтрации не менее 95% частиц размером 0,1 микрон и допускающему боковую протечку не более 8% воздуха. Обеспечивают эффективную защиту от заражения большинством воздушно-капельных инфекций (форма «утиный клюв», конусовидные).
Сфера применения: во время эпидемий гриппа и ОРВИ, в условиях инфекционного стационара.
Респираторы с клапаном включают в себя как средства с классом защиты FFP2, так и высшего класса защиты FFP3 (протечка не более 2% воздуха, фильтрация частиц диаметром 100 нм не менее 99%). Эти устройства не подвергают очистке выдыхаемый воздух, а выпускают его через односторонний клапан, что позволяет в течение длительного времени сохранять фильтрующие способности маски.
Сфера применения: продолжительная работа в очагах опасных инфекций.
Современный рынок предлагает огромное количество различных масок, в т.ч. цветных, масок с рисунком, с нанесением логотипа компании или даже с индивидуальным узором, выполненным на заказ. В некоторых странах ношение масок стало повальным увлечением. Особенно преуспели в этом японцы, которые признают, что современные токийские офисы частенько напоминают операционные.
Стремительный рост потребления масок начался в Японии в 2003 г. в связи с выпуском на рынок специальной маски от сенной лихорадки. Аллергические заболевания — настоящий бич японцев, и новый товар быстро завоевал популярность. Позже свою роль в повышении спроса на маски сыграли новые опасности, такие как землетрясение и авария на АЭС в 2011 г. Однако интересно, что причины, побуждающие японцев носить маски, часто лежат далеко за пределами областей медицины и гигиены. Японские подростки надевают маски и вставляют в уши наушники, чтобы дистанцироваться от людей и избежать нежелательного уличного общения.
Некоторые обыватели носят маски в холодное время года, чтобы сохранить нос и щеки в тепле. Можно, конечно, замотаться шарфом, но японцы считают, что надеть маску гигиеничнее и удобнее. Некоторые жители Страны восходящего солнца умудряются использовать маску даже на благо красоты. Женщины считают маски очень удобным аксессуаром в тех случаях, когда нужно быстро отлучиться по делам, предварительно не тратя время на макияж. А популярные личности, например известные фотомодели, скрывают за маской свое узнаваемое лицо.
Нет комментариев
Комментариев: 0