Просто, как 7±2

09.03.2015
00:00
Согласно исследованиям в области психологии объем восприятия у человека ограничен — в один момент времени он может распознать и запомнить лишь семь — максимум девять предметов. Этот принцип широко применяется в мерчандайзинге, в том числе аптечном.

Определение того, как много объектов может воспринять человек за короткий промежуток времени, — одна из традиционных проблем в экспериментальной психологии. В литературе описано множество исследований объема зрительного восприятия, в ходе которых, например, удалось установить: если перед человеком ставится задача определить количество однородных объектов при кратковременном зрительном контакте, то объем восприятия оказывается равным семи-девяти объектам. Интересно, что если при этом объекты сгруппированы, например три группы по пять элементов, то человек может воспринять все 15 объектов. Однако здесь в качестве действительного «элемента» выступает группа.

Немного труднее с буквами. Так, в одном из исследований показано, что при оценке хаотичного набора различных букв объем восприятия составляет примерно пять-семь элементов. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты:

  • два коротких несвязанных слова;
  • одно длинное слово из 10—12 букв;
  • четыре связанных слова, образующих фразу.

В других источниках фигурируют сходные цифры:

  • семь букв алфавита;
  • пять односложных слов.

Можно сделать вывод, что в тексте, имеющем смысловую нагрузку, буквы представляют собой лишь формальные единицы, а в качестве действительных единиц восприятия выступают слова.

Считается, что закономерность «семь плюс-минус два» была обнаружена американским психологом Джорджем Миллером во время работы в компании Bell Laboratories, где он провел ряд экспериментов, целью которых было изучение параметров памяти операторов. В результате появился психологический феномен, названный «Кошелек Миллера», т.е. кратковременная память человека — это кошелек, в который можно «положить» одновременно только семь «монет». Причем память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние характеристики. То есть неважно, какие монеты попадут в кошелек, важно, что их семь. Эта психологическая закономерность впервые была изложена в работе Джорджа Миллера «Магическое число семь плюс-минус два».

Этот принцип используется, например, в программировании при создании интерфейсов программ. Обратите внимание, если число пунк­тов меню оказывается больше семи, их стараются сгруппировать, т.к. при таком количестве элементов мозг разбивает их на группы таким образом, чтобы количество запоминаемых элементов было от пяти до девяти. Разработчики сайтов также пользуются данной закономерностью при обосновании необходимости сократить количество элементов в навигационных меню до семи.

Данную концепцию взяли на вооружение и те, кто работает в сфере продаж. Так, одно из правил визуального мерчандайзинга гласит: человек запоминает лишь семь плюс-минус два предмета, попадающих в его зрительное поле. Здесь есть одно «но» — правило работает в полной мере лишь при нормальных, спокойных условиях. В аптеке же подобные условия складываются далеко не всегда. Кроме того, во время посещения магазина посетитель обычно выполняет одновременно несколько действий. Поэтому реальное количество увиденных предметов оказывается чуть меньше — от трех до пяти. Исходя из этого, можно рекомендовать располагать товары, ценники, таблички и POSM-материалы так, чтобы их количество в одном ряду или на одной витрине не превышало пяти. Например, пять препаратов от гриппа и ОРВИ, пять средств от насморка и т.д. В противном случае элементы потеряют свое значение.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.