Денис Глядяев: для российского фармбизнеса сейчас самое время переосмыслить стратегии роста
![](/apps/fv/assets/cache/files/content/interviews/628/62852/front-jpg/front-z-400.jpg?time=1730196533)
Импульс к развитию
«Два года назад в силу большой неопределенности на рынке и в стране строить прогнозы было сложно, поэтому относительно будущего фармотрасли рисовались разные сценарии, вплоть до самых пессимистических. В частности, предсказывалось, что почти весь российский рынок лекарств может оказаться под угрозой из-за зависимости от импорта. К счастью, сейчас мы можем констатировать, что эти опасения не сбылись. Рынок успешно прошел этапы от страха к изучению, адаптации и поиску новых возможностей. Это видно по росту активности игроков, возврату к найму сотрудников, увеличению инвестиций в продвижение. А это значит, что большую часть вызовов и барьеров индустрия успешно преодолела.
Особых драматических изменений в фарме не произошло. Только незначительная часть западных компаний остановила работу в России. Большая часть игроков, в том числе наша компания, пошла по другому пути: они вышли из состава международного бизнеса, провели локализацию и сфокусировались на развитии бизнеса в стране. Как следствие, доля российских игроков подросла за счет локализации подразделений международных компаний. Еще одним источником роста для отечественных поставщиков стало снижение активности международных брендов, оставшихся на российском рынке.
В качестве примера могу привести опыт нашей компании. Мы присутствуем на рынке с 2012 года, но в 2023 году российский бизнес стал самостоятельной компанией под новым брендом «Алцея». При этом мы сохранили опыт и стандарты качества бренда Acino, под которым мы работали до тех пор. У нас уже были налажены контакты с партнерами из нескольких стран, и нам не пришлось перестраиваться «на лету». Плюс мы поставили перед собой задачу наладить отечественное производство, чтобы отвечать на запросы потребителей собственными силами.
Одновременно мы уделяли большое внимание дистрибьюции, сотрудничая с крупнейшими фармдистрибьюторами и аптечными сетями и ежемесячно поставляя продукцию более чем в 50 тысяч аптек по всей стране.
Большую активность компания проявляла и в сфере «электронной коммерции»: наши бренды представлены на многих онлайн-площадках, суммарно составляющих более 95% оборота в интернет-канале. В результате на долю e-com по итогам 2023 года у нас приходилось 12,7% общих объемов реализации (при среднем показателе по рынку в 11,4%).
Помогла и экономическая ситуация в стране. Спад покупательной способности, которого опасались весной 2022 года, оказался не таким сильным. Уже ко второму кварталу 2023 года показатели не только вернулись к докризисному уровню, но и пошли вверх: покупательская способность за этот период показала десятилетний максимум за счет роста зарплат.
В силу всех этих факторов российский фармбизнес, несмотря на различные вызовы в период первой неопределенности, получил новый импульс к развитию, и многие представители отрасли успешно им воспользовались. Поэтому фарминдустрия оказалась подвержена негативным изменениям меньше многих других сегментов рынка.
Это способствовало укреплению ее позиций, и в 2024 году мы видим усиление активности локальных игроков. Это заметно по ужесточению конкуренции во всех каналах продвижения. Бизнес адаптируется и все с большим успехом реализует свои обновленные стратегии.
Новые вызовы и перспективы
Несомненно, без вызовов тоже не обошлось: одни барьеры успешно преодолены, но отрасль столкнулась с новыми. Так, усложнилась логистика молекул и готовых лекарственных форм, есть трудности, связанные с проведением взаиморасчетов с зарубежными поставщиками. Низкая безработица в стране, несомненно, благоприятный фактор, но и у нее есть обратная сторона: повысилась конкуренция работодателей на рынке труда, усложнился поиск профессионалов. Но все эти вызовы можно назвать частью повседневных бизнес-процессов, и они вполне преодолимы.
Справляться с ними помогают в том числе новые технологии. Цифровизация процессов и бизнес-инструментов уже сейчас приносит ощутимые преимущества в ускорении бизнеса, оптимизации расходов, получении более глубоких аналитических данных и, как следствие, эволюции всего бизнеса. В нашей компании задача по цифровизации выведена в отдельный приоритет и наполнена конкретным списком значимых инициатив на ближайшие пять лет. Они пронизывают практически все аспекты бизнеса и входят в зону ответственности всех лидеров компании.
При этом мы придерживаемся принципов локализации и в этой сфере. Год назад мы перевели всю IT-инфраструктуру на отечественные решения, что на первых порах вызвало серьезную нагрузку на организацию. Однако теперь этот шаг дает нам серьезные преимущества. Скорость и гибкость российских IT-поставщиков позволяет нам выходить на принципиально новый уровень в реализации задач уже сейчас.
Одной из ключевых областей развития для российской фармы сейчас стало направление R&D. Мы по-прежнему зависим от поставок импортных фармсубстанций — 90% поступают из-за рубежа. И хотя в основном логистические процессы охватывают Индию и Китай, сейчас перед отраслью стоит первостепенная задача по собственной разработке лекарственных средств. Она очень непростая, ведь в среднем на создание препарата уходит от 10 лет, поэтому после остановки западными компаниями клинических исследований в России необходимо возобновить эти процессы на базе собственных ресурсов.
Социальная ответственность бизнеса сейчас как никогда актуализировалась. По-настоящему успешный и ответственный бизнес — это не только финансовые показатели, это еще и миссия, активная социальная роль.
Резюмируя, можно сказать, что Россия по-прежнему остается одним из самых привлекательных и развивающихся рынков в области фармацевтической промышленности. Его рост показывает одни из самых стремительных темпов в мире. Это говорит о том, что и российские фармкомпании, и экономика запустили процесс адаптации к новым реалиям и теперь необходимо реализовать потенциал, который у нас есть, а он по-настоящему большой. Бизнес-ландшафт за два года изменился к лучшему, и сейчас самое время для переосмысления и актуализации своих стратегий роста.»