Развитие по спирали

24.01.2019
00:00
В разговорах о будущем российского фармрынка можно услышать мнение, что крупнейшие международные производители будут сокращать на нем свое присутствие. Однако пока этот прогноз не сбывается. Управляющий директор Janssen по развивающимся рынкам региона Европа, Ближний Восток и Африка Луис Диаз-Рубио в эксклюзивном интервью «ФВ» подтвердил: компания заинтересована в развитии бизнеса в России. Разумеется, при определенных условиях. Полную версию интервью публикуем на нашем сайте.

Площадь революции

- Какие основные тенденции вы бы выделили на развитых и развивающихся мировых фармацевтических рынках?

- За последние годы в фармотрасли происходят революционные изменения, и связаны они с развитием инноваций в ряде направлений медицины. Возрастает количество новых молекул, которые одобряются к применению регуляторными органами разных стран мира. Это открывает для производителей инноваций большие возможности по оказанию позитивного влияния на жизнь пациентов, но при этом наделяет огромной ответственностью за обеспечение доступности этих инноваций для пациента.

Тренды в фармацевтической отрасли на развивающихся рынка очень сходны с трендами на развитых рынках. Один из трендов – возрастающий фокус на специализированных, узких терапевтических областях, например, онкогематологии, иммунологии и других.

Одна из важнейших глобальных тенденций – пациентоориентированность и персонализированная медицина. Цифровизация здравоохранения – это также большой тренд. Цифровая трансформация включает множество элементов и дает массу возможностей, например, использование больших данных, аналитики, машинного обучения в исследованиях и разработках и для кастомизированного подхода к решению проблем пациента.

Доступ и доступность – важные и приоритетные темы для глобальных инновационных компаний. На сегодняшний день фармацевтическая отрасль является одним из главных поставщиков инноваций на рынке. Мы считаем, что зона нашей ответственности не заканчивается на этапе регистрации инновационных препаратов в каждой из стран присутствия, но наша основная ответственность – сделать эти инновационные препараты доступными для пациентов, над чем мы очень интенсивно работаем.

- Какова стратегия Janssen на развивающихся рынках?

- Несколько лет назад мы приняли глобальное решение сфокусировать внимание на тех областях, где сохраняется острая неудовлетворённая потребность в терапевтических решениях. На глобальном уровне приоритетными для нас направлениями являются онкогематология, иммунология, заболевания ЦНС, инфекционные заболевания, метаболические и сердечно-сосудистые заболевания. С недавним приобретением компании Actelion в перечень приоритетных областей входит и легочная артериальная гипертензия.

Верной дорогой

- В чем, по-вашему, специфика российского фармрынка, его привлекательность и негативные стороны?

- Россия для нас – приоритетный рынок, и наши приоритеты в стране во многом соответствуют приоритетам российского правительства в здравоохранении. Например, фокусными являются такие терапевтические области, как онкология и онкогематология, ВИЧ. Мы рады отметить, что правительство создало и поддерживает специальную программу для финансирования терапии ряда этих заболеваний – программу высокозатратных нозологий.

Российский рынок особенно интересен для таких компаний, как наша. Это страна с населением более 140 миллионов человек, при этом группа людей старше 55 лет составляет 14% от общего числа жителей. Схожие демографические характеристики можно отметить в США и в ряде других западных стран. Россия – страна со средним уровнем дохода, при этом определенные сферы и характеристики общества находятся на очень продвинутом уровне, например, образование – как общего населения, так и специалистов системы здравоохранения.

Мы видим много возможностей в рамках государственной стратегии «Фарма 2020», будучи партнером государства в достижении ее ключевых целей. Это касается локализации производства некоторых лекарственных препаратов, включая терапию ВИЧ-инфекции и туберкулеза.

Сейчас проходит обсуждение новой программы «Фарма-2030». Особенно мы разделяем фокус на инновации, о котором говорится сейчас. Мы уже активно работаем в области поддержки инноваций в российском здравоохранении. Например, до 13% всех данных, получаемых Johnson & Johnson в мире в ходе клинических исследования, мы получаем в России. Мы являемся партнёром нескольких образовательно-исследовательских учреждений, например, фонда «Сколково», где мы поддерживаем стартапы в области здравоохранения.

Но вы спросили и о вызовах рынка, которые, к сожалению, тоже имеют место. Инвестиции в инновационные решения должны справедливо окупаться. В 2017 году Janssen вложила $8,3 млрд в исследования и разработки, поэтому эффективная патентная защита – важная для нас тема. В этом плане процессы последних 2-3 лет могут настораживать.

Мы продолжим работу с органами здравоохранения и другими ведомствами, чтобы в будущем действенные механизмы патентной защиты в стране сохранялись. Это позволит гарантировать приток инвестиций в долгосрочной перспективе, рассчитывая на предсказуемость и устойчивость ситуации.

- Сталкиваетесь ли вы с подобными проблемами на других рынках?

- Конечно, проблема не чисто российская. В ряде стран повышается осознание того, что эффективная патентная защита критически значима для обеспечения непрерывного цикла инноваций. В целом, в ряде развивающихся рынков патентная среда улучшается.

- Известно, что на развивающихся рынках проблема доступности инновационных препаратов для пациентов особенно актуальна. Какие подходы в этом направлении готова предложить компания Janssen?

- Во многом этот вопрос предопределяет нашу стратегию. Два ключевых слова для нас – инновации и доступность. Каждый раз, когда мы можем представить новый препарат, например, для включения в программу государственного возмещения, мы проводим переговоры, пытаемся найти общие решения, которые в итоге сделают наш препарат доступным для системы здравоохранения.

Мы активно вовлечены в разработку и реализацию инновационных моделей доступа к лекарственному обеспечению. Например, моделей, предполагающих разделение рисков и оплату за результат лечения. Так расходы на наши лекарственные препараты становятся максимально эффективными для держателей бюджета.

Конечно, одним из условий по расширению доступности к инновационным лекарственным препаратам является увеличение бюджета. Здесь решением может быть дальнейшая оптимизация цен на лекарственные препараты, которые уже не имеют эксклюзивного статуса.

Лекарственное обеспечение всегда тесно связано с государственным финансированием, но мы также активно работаем над созданием решений для пациентов, которые сами оплачивают терапию. В России это программа «Новый день», которая позволяет пациентам с рядом иммунологических заболеваний приобрести назначенный им препарат за собственные средства на специальных условиях. Мы гордимся этим проектом, потому что он помогает расширить доступ к инновациям для тех, кто сам платит за лечение.

Компании

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.