Объединение Sanofi – Aventis и Bristol-Myers Squibb – спорный вопрос

12.02.2007
00:00
Можно без преувеличения сказать, что мировая фармацевтическая общественность с большим вниманием следит за ситуацией, складывающейся вокруг компаний Sanofi – Aventis и Bristol-Myers Squibb. По информации зарубежных СМИ, эти компании подписали предварительное соглашение о слиянии. И хотя никаких официальных заявлений пока не сделано, а руководство компаний отказывается комментировать появившиеся в прессе сообщения, возможная сделка вызывает массу рассуждений.

В результате возможной сделке на мировом фармрынке появится компания с рыночной капитализацией 175 млрд долл. США (135 млрд евро), позволит ей по этому показателю вплотную приблизиться к лидеру – компании Pfizer (188 млрд долл. США). Однако по объему продаж новая компания обгонит Pfizer и займет лидирующую позицию. Кроме того, она будет способна выйти на первое место в мире по расходам на научно-исследовательскую деятельность, немного превысив показатель Pfizer и перекрыв показатель GlaxoSmithKline более чем в 2 раза.

В условиях, когда разработка одного ЛС обходится производителю в 800 млн долл. США, крупнейшие компании имеют неоспоримые преимущества. Однако многие участники рынка все же сходятся во мнении, что для успеха нужны стратегические слияния/поглощения, а не мегасделки между фармгигантами. Но в данном случае ситуация особая – обе компании давно сотрудничают в области продаж двух препаратов –гипотензивного Avapro и антикоагулянта Plavix. Кстати, в отношении последнего компании увязли в судебном процессе против канадского производителя непатентованных ЛС – компании Apotex.

У Sanofi – Aventis на последней стадии клинических испытаний (КИ) находятся 17 препаратов, у BMS – 6. И хотя любое слияние неизбежно привлекает внимание антимонопольных органов (в данном случае США и ЕС), по мнению экспертов, анализ обобщенного портфеля потенциальных ЛС обеих компаний показывает, что у регулирующих органов едва ли возникнут требования о диверсификации отдельных препаратов.

Обе компании разрабатывают новые ЛС для профилактики тромбозов и лечения сахарного диабета, однако основной терапевтической областью, где портфели компаний пересекаются больше всего, является онкология.

Некоторые аналитики считают, что в долгосрочной перспективе сделка, возможно, не имеет смысла, особенно для BMS. По их мнению, она в лучшем случае позволит достигнуть определенных краткосрочных задач. Черная полоса, преследующая Bristol-Myers Squibb в течение последних 5 лет, заканчивается. Компании необходимо возрождаться. Одним из положительных шагов П. Долана на посту исполнительного директора (напомним, он был уволен по решению Совета директоров в сентябре 2006 г.) было то, что он смог переориентировать компанию на рынки специализированных ЛС, в частности, для лечения ревматических и онкологических заболеваний, для продвижения которых не требуется армия медрэпов. Кроме того, у BMS хорошие отношения с FDA – с 2006 г. одобрены 6 препаратов компании, в т.ч. Abilify для лечения шизофрении и биполярного расстройства, антиретровирусное ЛС Reyataz, Orenica для борьбы с ревматоидным артритом и Sprycel для лечения хронической миелогенной лейкемии. Доходы от этих новых ЛС пока не могут компенсировать убытки, возникшие вследствие окончания сроков действия патентов на некоторые ЛС. Но этот период может скоро закончиться. Аналитики, до ухода П. Долана советовавшие инвесторам продавать акции BMS, теперь рекомендуют покупать. Для оптимизма есть все предпосылки: до конца десятилетия не существует угрозы со стороны дженериковых компаний, а существующих на рынке ЛС вполне достаточно для поддержания акций компании на должном уровне. Эксперты предупреждают, что поглощение компании может отрицательно сказаться на процессе вывода ее из кризиса. Как показывает опыт, говорят они, слияния в фармпромышленности не всегда положительно влияют на расширение научно-исследовательской деятельности. Приводится пример компании Pfizer, которая намерена закрыть лабораторию, в которой был разработан самый популярный в мире препарат Lipitor. Это не значит, что объединившиеся компании не стимулируют научные исследования и не производят больше ЛС, но слишком часто случается наоборот.

Наиболее важным фактором для сделки между Sanofi – Aventis и Bristol-Myers Squibb является препарат Plavix, занимающий 2-е место в мире по популярности после Lipitor. Его ежегодный объем продаж – 6 млрд долл. США. BMS продает это ЛС в США и отдает значительную часть прибыли французской компании. В случае успешного завершения сделки Sanofi – Aventis будет получать всю прибыль, а заодно еще «попользуется» экспериментальными ЛС, разрабатываемыми BMS. Необходимо дождаться решения суда в отношении патента на Plavix.

Аналитики предполагают, что другие фармкомпании также не останутся в стороне и предложат свои условия приобретения BMS. Среди потенциальных покупателей они называют Pfizer, Schering-Plough и некоторые другие крупные компании, которые не захотят допустить появления на рынке нового крупнейшего конкурента.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.