НП «Аптечная гильдия»: Успехи власти на поприще установления низких наценок на лекарства будут зависеть от силы нажима на компании
23.12.2009
00:00
После того как Федеральной службой по тарифам (Приказ № 442-А от 11.12.2009) утверждена методика установления предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим ценам производителя на ЖНВЛС органами исполнительной власти субъектов Федерации, в некоторых регионах подготовительная работа уже началась.
По-видимому, не глубоко ознакомившись с текстом методики, чиновники выразили неподдельный интерес ко всем сторонам деятельности аптечных организаций независимо от формы собственности. В ряде регионов у предпринимателей были запрошены все договоры со всеми контрагентами, от покупки канцтоваров и спецодежды до смет на проведение ремонтных работ в аптеках. Одним словом, власти некоторых регионов проявили завидную заинтересованность в вопросе обоснования издержек обращения и готовность регулировать и регламентировать структуру затрат частного бизнеса.
Трудно представить, при таком подходе, как будут обосновываться затраты на развитие бизнеса. Еще один печальный вывод: по всей видимости, сотрудникам компаний в течение длительного времени не светит повышение (индексация) зарплат.
Оценивая спешку субъектов Федерации, можно предположить, что неадекватные надбавки могут быть связаны с недостаточно отработанной процедурой. Сегодня еще не утверждены фактические отпускные цены производителей, нет данных по годовому товарообороту ЖНВЛС по региону, предприниматели еще не успели просчитать долю издержек обращения, приходящихся на реализацию ЖНВЛС от общих затрат и т.п. Однако, тот подход, который сегодня демонстрируют в некоторых регионах, дает основание предположить, что успехи власти на поприще установления низких наценок будут зависеть от силы нажима на компании. Правда, в случае роста административного давления могут возникать проблемы с медикаментами в некоторых регионах.
Принесет ли предложенная реформа ожидаемое снижение цен на ЖНВЛС? Пока нет реестра зарегистрированных фактических отпускных цен производителя, ответа на этот вопрос быть не может. Следовательно, задача по снижению цен на ЖНВЛС, которая декларируется как основная, окажется под угрозой. При этом власти даже не озадачились проблемой, чем компенсировать бизнесу дополнительные расходы по ведению дополнительного раздельного учета ЖНВЛС и остального товара, недополученную прибыль от ограничения наценки и т.д. Вариантов компромисса практически нет. Остается открытым вопрос: в 65 регионах сегодня контролируется наценка на весь ассортимент товаров, реализуемый в аптеках. После введения новой методики, которая, уже сейчас понятно, приведет к снижению уровня надбавки на ЖНВЛС, иначе все усилия власти окажутся бесполезными, что будет с наценками на остальные медикаменты, изделия медицинского назначения, детским питанием и т.п. Оставят ли право региону ограничивать права торговых объектов или регулирование будет касаться только перечня ЖНВЛС. На этот вопрос ответа также нет.
Возможно, могло бы облегчить жизнь бизнесу регулирование цен только на ЖНВЛС. Разрешение Минздравсоцразвития реализовывать в аптеках товары для здорового образа жизни с приложением широкого перечня, который готовы составить участники фармацевтического розничного рынка, также может оказать положительный эффект. Еще один важный вопрос, который может решить Минздравсоцразвития - сокращение минимального ассортимента, который должна держать любая аптека (на оживленной магистрали крупного города и в далеком селе).
Однако, сегодня рассчитывать на серьезные уступки по расширению ассортимента и возможности устанавливать рыночные цены на медикаменты, не входящие в Перечень ЖНВЛС, как показали недавние прокурорские проверки, предпринимателям все же не стоит.
Реформа подталкивает к «оптимизации» расходов даже тех, кто ранее стремился к финансовой прозрачности.
Нет комментариев
Комментариев: 0