«Решение принимается тогда, когда принимается»: Руководители «Нижфарм» и «Макиз-Фармы» рассказывают об объединении компаний
- В день объявления о сделке сумма была обозначена довольно расплывчато. Какой она все-таки оказалась на самом деле?
Дмитрий Ефимов: Точную сумму мы назвать пока не можем. Можно точно говорить, что она будет или чуть выше 125 млн евро или чуть ниже. Это зависит от финансовых показателей «Макиз-Фармы» за 2007 г. Так что окончательную сумму смогу назвать в начале следующего года.
- Кто принимал решение о покупке компаний холдинга, «Нижфарм» или Stada? Откуда привлекались средства на приобретение актива?
Д.Е.: Stada обозначила для нас глобальную стратегию, определила вектор – быстрое развитие в России. «Нижфарм» начал искать и предлагать различные варианты развития заданной стратегии. За шесть месяцев работы над проектом нам стало понятно, что покупка «Макиз-Фармы» -- наиболее рациональный способ достижения поставленной цели. Инициатива купить «Макиз-Фарму» исходила от нас, мы разрабатывали и осуществляли проект приобретения, а окончательное решение о покупке принимала Stada.
Финансирование сделки осуществлялось путем комбинации собственных и заемных средств компании. За последние годы «Нижфарм» сформировал значительный запас ликвидности – так что с деньгами проблем не возникло.
- В качестве продавца «Макиз-фармы» была указана оффшорная компания. А кто на самом деле владел компанией?
Наиль Хамидуллин: Продавцами выступили частные инвестиционные компании, как и было указано в сообщении STADA.
- Почему акционеры «Макиз-Фармы» приняли решение о продаже компании, ведь она еще не достигла пика своей стоимости, активно развивалась, стала одним из крупнейших контрактных производителей в стране? Кто кроме Stada еще интересовался компанией?
Н.Х.: Мне кажется, говорить о времени пика стоимости в данном случае не совсем корректно. Решение принимается тогда, когда принимается. С 2002 г., когда «Макиз-Фарма» стала полноправной производственной и маркетинговой компанией, мы приняли решение о привлечении стратегического инвестора, который придаст компании большую скорость развития. Помимо этого, в выборе партнера нам крайне важна была возможность сохранения существующей команды менеджеров компании. «Нижфарм» нас услышал, так было принято решение о продаже.
Д.Е.: Я хотел бы добавить, что решение принимается тогда, когда достигается равновесие: т.е. покупатель готов купить, а продавец – продать актив на определенных условиях. Именно такое равновесие мы и нашли совместно в процессе переговоров. Важно и то, что приобретение «Макиз-Фармы» – это не покупка ради покупки. Являясь стратегическим инвестором, мы оценивали «Макиз» не только по его текущим финансовым показателям. Принимались во внимание также перспективы дальнейшего роста и наличие синергии от объединения наших организаций.
Н.Х.: В качестве стратегического партнера мы рассматривали много компаний. Предложения поступали на протяжении нескольких лет, в т.ч. и от крупных международных компаний. Но не все условия, которые они предлагали, были нам интересны.
- «Нижфарм» и «Макиз-Фарма» -- довольно разные компании. В частности, одна ориентируется на завоевание коммерческого рынка, вторая – на развитие в секторе госзакупок. Как будет выглядеть структура управления приобретенным активом?
Д.Е.: Устойчивые позиции «Макиз-Фармы» в различных государственных программах – далеко не ключевой фактор, определивший привлекательность данной компании. Наибольший интерес для нас представляет возможность предложить сбалансированный портфель продуктов, структура которого отвечает потребностям рынка.
Н.Х.: В объединении мы исходим исключительно из структуры рынка, а не из источника финансирования.
Д.Е.: Как и прежде, управлять бизнесом Stada в России будет объединенная команда «Нижфарм» и «Макиз-Фармы». Политика Stada – предоставлять максимум автономности своим компаниям в принятии любых операционных решений.
- Ранее представители «Нижфарм» и Stada говорили, что необходимости в расширении производственных мощностей у компании нет. Помимо завода «Нижфарм» после покупки сербского Hemofarm к Stada перешел и совершенно новый завод этой компании. Как вы планируете поступить с двумя производственными площадками «Макиз-Фармы»? Произойдут ли какие-либо перестановки в управляющем звене компании или другие изменения?
Д.Е.: Производственные мощности компании «Макиз-Фарма» будут работать в прежнем режиме. Сокращать персонал в результате данного приобретения мы не планируем. Основная задача на ближайшее время – выявить лучшие практики в каждой из компаний и распространить их на объединенную организацию.
- После объявления о приобретении «Макиз-Фармы» говорилось, что определенное значение для сделки имело наличие у компании собственного развитого R&D направления. Что оно собой представляет, какие наработки есть?
Н.Х.: О подобных разработках вам ни одна компания не расскажет. Я могу лишь сказать, что мы обладаем очень дорогим и высокотехнологичным производственным лабораторным оборудованием. В сочетании с профессионализмом сотрудников R&D это позволяет нам активно нарабатывать и предлагать новые идеи. Собираемся расширять лабораторный комплекс, внедрять новые технологии. Одним словом, увеличиваем инвестиции в это направление.
Д.Е.: Это также был один из факторов принятия положительного решения по «Макиз-Фарме» – развитые компетенции команды по обновлению продуктового портфеля.
- Как будет развиваться контрактное производство «Макиз»? Сколько на данный момент у компании действующих контрактов, с какими производителями они заключены?
Н.Х.: В основном, контракты по совместному производству у нас заключены с европейскими компаниями. Это Actavis, Alcaloid, Servier, Novartis, Roche, Johnson & Johnson, Hetero Drug, Orion Pharm. Со всеми этими компаниями перед подписанием сделки мы провели переговоры, на которых партнеры подтвердили дальнейшее участие в совместных проектах. Несомненно, на принятие решения о сделке повлиял и фактор развития контрактного производства в компании. «Нижфарм» был заинтересован в сохранении данных контрактов.
- С покупкой «Макиз» Stada заметно увеличила свою рыночную долю. По разным оценкам, от 1,5 до 2,5%. Рассматривает компания возможность аналогичных приобретений в России или странах СНГ?
Д.Е.: Трудно комментировать долю, учитывая тот фактор, что на рынке много различных оценок. Да, мы становимся крупнее. Россия после сделки превращается во второй по величине источник продаж для Stada после Германии.
Мы не скрываем, что будем не только расширять ассортиментный портфель компании, работая над новыми продуктами, но также и дальше искать возможность покупки интересных активов на рынке. В перспективе в ближайшие пять лет мы планируем войти в ТОP5 дженериковых компаний на российском фармрынке.
Мнения аналитиков фармрынка о сделке будут опубликованы в «ФВ» №29 от 18.09.2007.
Нет комментариев
Комментариев: 0