Борис Попов: «Без цифровой интеграции медицины и фармы дальнейшее развитие невозможно»
Эксперт уверен, что интеграция медицины и фармы — это то, что обязательно состоится и без чего невозможно будущее. Скорость развития в этом направлении будет зависеть от изменения законодательства.
«Цифровые услуги как обязательная составляющая комплексного подхода к вопросам здоровья должны быть качественными и соответствовать всем нормам законодательства, — отметил Борис Попов. — Но на текущий момент сложно регуляторно скрестить фарму и медицину. Лидеры фармацевтического онлайн-ритейла работают над внедрением таких услуг. Вопрос — у кого первого получится и насколько кто ошибется».
Электронная коммерция уже вошла в рынок фармритейла. В него активно встраиваются крупные маркетплейсы, осознавая, что фармассортимент не может быть нерентабельным и что над этим нужно работать.
«При этом маркетплейсы являются составляющей омниканала, в котором также вполне успешно сосуществуют другие форматы: агрегаторы, онлайн-сервисы, интернет-аптеки и т.д. Электронный фармацевтический рынок цельный, в нем сложно определить ту первую площадку, где произошло «первое касание», приведшее к заказу, так как пользователь может зайти к нам с совершенно разных сторон. Безусловно очень интересна оценка структуры e-com и измерения успешности того или иного формата, но важно отметить, что главной составляющей в e-pharma по-прежнему остаются аптеки, через которые реализуется основная масса электронных заказов», — резюмировал спикер.