Борис Попов: «Е-рецепт не станет драйвером рынка без единой инфраструктуры»
В развитии текущей модели системы электронного рецепта пока по большому счету не заинтересованы ни врачи, ни пациенты, отметил спикер: «Чтобы обсуждать перспективы, нужно ответить на вопрос «кому это нужно?». Медиков нужно обучить работе в системе, мотивировать их. Что касается пациентов, то не уверен, что они будут пользоваться несколькими приложениями (приложение оператора ЭР + приложение оператора дистанционной торговли) и будут готовы оплачивать доставку рецептурных препаратов, сопоставимую по стоимости с ценой дополнительной упаковки того же лекарства. Зачем тратить лишние 200—250 рублей, если заказ можно забрать в ближайшей аптеке бесплатно? А для субсидирования доставки продавцам не хватит маржинальности. Сейчас в стране порядка 70 тысяч аптек — это потенциальные пункты выдачи заказов, уже работающая инфраструктура. Именно этот фактор снижает ценность доставки лекарств для потребителя. Несмотря на вышесказанное, «Здравсити» — участник эксперимента, интегрирован с ЕМИАС и связывает большие ожидания с электронным рецептом. Дальнейшее масштабирование и интеграция с другими операторами будут зависеть от успеха с ЕМИАС».
По мнению Бориса Попова, потенциал роста для e-pharm заключается, во-первых, в развитии омниканальности продаж: «Все аптечные сети активно включились в то, чтобы сохранить своего клиента и не отдать его крупным маркетплейсам, таким как Яндекс или Ozon, которые зашли в базовые товарные категории фармы. В ближайшие год-два доля онлайн-выручки в большинстве аптечных сетей достигнет уровня 20—25—30%. Это обеспечит рост e-com-рынка примерно на 70—80%, а отраслевым игрокам удастся сохранить пользователя за собой».
Еще один вектор развития — трансформация участников рынка, отвечающая современным потребностям. «Просто продавать лекарства — уже недостаточно. Эту функцию отлично выполнят маркетплейсы. Необходимо развивать и усиливать фармацевтическую услугу: онлайн-фарма и онлайн-медицина должны развиваться на интегрированной цифровой платформе, с персонализацией и экспертизой в здравоохранении. «Здравсити» как раз идет в эту сторону, объединяясь с сервисами, оказывающими медицинские услуги, такими как «Мое здоровье», SmartMed (ГК «МЕДСИ») и др.», — заключил Борис Попов.
Материал партнера: «Протек»