Госаптеки необходимы для поддержания конкуренции
Сокращение количества унитарных предприятий в аптечной сфере может привести к негативным последствиям. Об этом предупреждали эксперты еще на этапе рассмотрения законопроекта, вносящего изменения в законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции». Предлагалась, чтобы аптечные ГУП и МУП не подвергались ликвидации. Однако эта поправка не была поддержана.
Возможные последствия
С 8 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 485-ФЗ от 27.12.2019, которым предусматривается вывод унитарных предприятий с конкурентных рынков. В связи с этим начали появляться ведомственные акты и проекты, призванные обеспечить исполнение новых требований. Первым таким документом стал Приказ ФАС России № 257/20 «О внесении изменений в порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства». Акт № 57/16 был утвержден 22.01.2016 и вступил в силу 2 мая 2020 года.
Кроме того, сейчас обсуждается проект постановления Правительства России «О случаях создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности» [1]. В пояснительной записке к нему сказано, что, по мнению ФАС России, к сферам деятельности унитарных предприятий можно отнести:
- Производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, государственными унитарными предприятиями, включенными в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ в порядке, предусмотренном ФЗ № 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества».
- Обеспечение транспортной безопасности в соответствии с Федеральными законами № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» и № 77-ФЗ от 14.04.99 «О ведомственной охране».
- Перевозка пассажиров внеуличным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы).
О реализации лекарственных препаратов не сказано ни слова.
Аптечный рынок является довольно конкурентным. Тем не менее везде работают государственные аптеки, которые не только соперничают с частными, но и выполняют особые функции. Например, реализуют препараты, содержащие наркотические вещества. Известно, что коммерческие аптеки стараются избегать такой социальной нагрузки. |
Ликвидация или преобразование государственных и муниципальных аптек (в бюджетные учреждения – именно такие сценарии являются основными) должны быть организованы так, чтобы не пострадала социальная сторона их деятельности.
Каким образом органы регулирования будут заставлять частные компании получать лицензии на оборот наркотических средств? Если это будет сделано путем предоставления дополнительных преференций, тогда не ясно, за счет чего будут достигаться цели Закона № 485-ФЗ о ликвидации участников рынка, которые имеют определенные преимущества перед другими компаниями.
Государственные аптеки и конкуренция
Сегодня отсутствует какая-либо выработанная и целостная программа по преобразованию унитарных предприятий в различных отраслях экономики, в том числе и в сфере реализации лекарственных препаратов.
Если аптечный рынок не будет так или иначе введен в число сфер-исключений, где возможна работа унитарных предприятий (например, путем принятия отдельного постановления правительства, федерального закона или изменений к уже действующим законам), это может повлечь за собой не только проблемы социального характера, но и неблагоприятно сказаться на самой конкурентной среде.
Уменьшение числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке способно привести к ослаблению конкуренции, увеличив риск монополизации. Это отразится на уровне цен и на качестве обслуживания, что особенно чувствительно в сфере снабжения населения лекарственными средствами.
Поскольку на аптечном рынке действует много крупных сетевых предприятий, подобные действия могут привести к увеличению числа нарушений антимонопольного законодательства. Например, к росту количества дел, связанных со злоупотреблением доминирующим положением, разделом товарного рынка, заключением антиконкурентных соглашений.
Принимая конкретные решения, необходимо детально проанализировать, каким образом повлияет на рынок исключение из числа его участников тех или иных унитарных предприятий (особенно в области социального обслуживания), а не руководствоваться только количественными показателями. |
При рассмотрении дел о неправомерном создании унитарных предприятий используются критерии, введенные Приказом ФАС России № 261/20 от 12.03.2020 «О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220». Они позволяют определить состояние конкуренции на товарном рынке.
Ранее проект данного приказа содержал в себе основание для признания товарного рынка находящимся в состоянии конкуренции (т.е. на котором функционирование унитарного предприятия не допускается), если на нем в течение одного года осуществляют деятельность не менее двух хозяйствующих субъектов (ID проекта 01/02/02-20/00099660). В итоговом акте ФАС России формально исключила подобное условие. Считаем, что это было сделано справедливо, поскольку исключительно количественный подход к оценке не согласуется с ключевыми принципами экономического анализа и положениями Приказа № 220.
Однако, отказавшись от явно пагубного количественного критерия, регулятор не ввел качественный. Возможно, авторы документа исходили из общих положений Приказа № 220, регулирующих оценку состояния конкуренции на товарным рынке. Но отсутствие прямого указания на необходимость использования данного подхода может породить различные трактовки антимонопольными органами.
Процесс пошел, но шанс еще есть
Антимонопольные органы уже начали выдавать предупреждения, направленные на ликвидацию унитарных предприятий. Первое из них было вынесено 17 апреля 2020 года Ингушским УФАС России. Оно касалось предприятия, созданного после внесения изменений в законы «О защите конкуренции» и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Как следует из пресс-релиза антимонопольного органа, предупреждение было вынесено в связи с тем, что вид деятельности компании не относится к исключениям, предусмотренным Законом № 485-ФЗ [2].
Выдача таких предупреждений пока, видимо, не коснется уже действующих унитарных предприятий. Однако им придется работать в постоянном ожидании грядущих ликвидации или реорганизации, что никак не способствует эффективности их работы. Отсутствие четкого плана по выводу унитарных предприятий с конкурентных рынков, выдача предупреждений и возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства могут стать причиной судебных разбирательств между региональными властями и Федеральной антимонопольной службой, что, по нашему мнению, негативно скажется на эффекте от введенных изменений.
Мероприятия по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции показали, что основное бремя профилактических мер несли и несут государственные медицинские учреждения. Представляется, что уход с розничного фармрынка государственных и муниципальных аптек не будет способствовать развитию конкуренции. Но этого можно не допустить. Принудительная ликвидация или преобразование в бюджетные учреждения планируются в отдаленном периоде. А это значит, еще есть возможность на уровне постановления Правительства России не лишать такие предприятия права ведения деятельности на коммерческом рынке фармпрепаратов.
Нет комментариев
Комментариев: 0