Интернет-агрегаторы ощутят ответственность

14.01.2019
00:00
Вступивший  в силу 1 января 2019 г. ФЗ № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», расширяет сферу правового регулирования отношений с участием потребителей и включает в нее интернет-платформы, агрегирующие информацию о товарах и услугах, которые ранее не несли ответственности перед потребителями. 

Под действие нового закона подпадают в т.ч. и аптечные агрегаторы. ФЗ от 29 июля 2018 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», расширяющий сферу правового регулирования отношений с участием потребителей за счет ее распространения на деятельность тех хозяйствующих субъектов, которые получили законодательное определение «владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора)» вступил в силу с 1 января 2019 г.

Согласно информации, опубликованной на сайте Роспотребнадзора, законом введено  понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)», а также установлена обязанность владельцев подобных сервисов предоставлять на своих сайтах потребителям информацию о себе и продавце (исполнителе), а также обо всех произошедших в такой информации изменениях.

Также на агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце.

При этом предусмотрены и случаи освобождения агрегатора от ответственности. Например, если агрегатор не изменял информацию о товаре (услуге), а публиковал ее в виде, полученном от продавца (исполнителя услуги), то требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации должно быть адресовано напрямую продавцу (исполнителю услуги).

Кроме того, законом отныне установлены случаи, в которых агрегатор по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги). В частности, это ситуации, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом агрегатору. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит агрегатору подтверждение о передаче товара потребителю.

Между тем Общественная организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» представила данные своего очередного исследования ведущих интернет-магазинов и агрегаторов. В фокусе внимания были в т.ч. и аптечные интернет-ресурсы. Были среди них и нарушители. Так, в категории «Магазины с отсутствием наименования продавца» попали сразу 5 интернет адресов из категории аптеки: farm-m.ru, likitoriya.com, smed.ru, apteka-klassika.ru, amt.allergist.ru и одна оптика: optix.su.
 4 из 5 перечисленных выше интернет-аптек отличились и отсутствием юридического адреса продавца на сайте.  К магазинам, у которых на сайте не указан фактический адрес, отнесены Apteka.ru, zhivika.ru, likitoriya.com, smed.ru.

По словам председателя общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», к.ю.н. Олега Павлова, с вступлением поправок в силу у агрегаторов появляются дополнительные стимулы к более тщательной проверке компаний, допускаемых на свою площадку.

«Жалоб на работу аптечных интернет-ресурсов к нам поступает немного. На фоне действующих ограничений на дистанционную продажу лекарств, мы отмечаем невысокий уровень доверия потребителей к покупкам препаратов онлайн. Вместе с этим, сервис предварительного заказа лекарств в аптеках через интернет набирает популярность. 

Если говорить про интернет-торговлю в целом, самыми распространенными нарушениям остаются сокрытие от потребителя обязательной информации о продавце и товаре, реализация нелегально ввезенной или поддельной продукции, различные мошеннические схемы. Однако наша практика показывает, что регулярное составление списков недобросовестных интернет-магазинов и их публикация на ресурсах Роспотребнадзора стимулирует компании устранять нарушения и приводит к улучшению общей ситуации на рынке», – резюмирует эксперт.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.