Изучена in vitro активность макролидов в отношении S. pneumoniae и S. pyogenes
Мировые данные свидетельствуют о том, что во многих странах около 40% штаммов Streptococcus pneumoniae, основного возбудителя внебольничной пневмонии, отитов и синуситов, характеризуются резистентностью к β-лактамам и макролидам1.
Многоцентровое микробиологическое исследование «ПеГАС 2014—2017» еще до пандемии продемонстрировало резистентность 24,3% штаммов S. pneumoniae к эритромицину, 28,5% — к кларитромицину, 31% — к азитромицину2. Пандемия COVID-19 только усугубила проблему плохо контролируемого использования антибиотиков в амбулаторной практике.
Другой распространенный внебольничный патоген — возбудитель тонзиллофарингита, импетиго, пневмонии, септического артрита, целлюлита и некротизирующего фасциита — Streptococcus pyogenes — показал резистентность 10,5% — к эритромицину, 12% — к кларитромицину, 16,5% — к азитромицину3.
Одним из путей преодоления устойчивости пневмококков и стрептококков к 14- и 15-членным макролидам (эритромицин, кларитромицин, рокситромицин, азитромицин) является применение 16-членных макролидов. Наиболее изученным представителем группы является спирамицин.
В 2024 году Межрегиональная ассоциация по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии протестировала in vitro активность субстанции спирамицина производителя World Medicine, о котором ранее сообщал «ФВ». Исследование было проведено на библиотеке из 350 штаммов S. pneumoniae и S. pyogenes от пациентов с внебольничными инфекциями дыхательных путей из шестнадцати городов РФ. В целом, 70,5% штаммов S. pneumoniae и 94,7% штаммов S. pyogenes были чувствительны к спирамицину. При этом 25—36% штаммов S. pneumoniae и 69,6—97,3% изолятов S. pyogenes, устойчивых к 14-/15-членным макролидам (эритромицину, кларитромицину, рокситромицину, азитромицину), сохраняли чувствительность к спирамицину.
Литература