Первостольники отметили существенные изменения в кадровом составе аптек за последние десять лет

Опрос сотрудников аптек о таких ключевых показателях, как средний чек, клиентопоток, прибыльность и портрет персонала, представлен в исследовании Pharma-Q «Мнение провизоров/фармацевтов». Об этом на очередном заседании РАФМ рассказала директор по работе с клиентами и руководитель проектов Pharma-Q и HealthIndex компании «Ипсос Комкон» Наталья Романцева. В опросе приняли участие 1506 фармспециалистов и 581 менеджер по закупкам из 27 городов России. Представленные результаты исследования охватили длинную динамику развития розничного рынка с точки зрения сотрудников аптек с весны 2015 по весну 2025 года.
Изменения в портрете сотрудника аптеки
Исследование показало значительные изменения в кадровом составе аптек. Среди них – снижение доли работников с высшим образованием и одновременный рост доли сотрудников со среднеспециальным образованием. В структуре штата аптечных организаций, принявших участие в опросе, заметно увеличение доли точек с небольшим штатом сотрудников (от одного до пяти человек), что отмечает 81% респондентов.
Возрастной состав сотрудников меняется: доля молодых работников младше 28 лет сократилась с 29% весной 2015 года до 21% на текущий момент. Возможные причины — демографическое старение и миграция молодежи из регионов в крупные города.

В городах-миллионниках тренд полностью соответствует общей тенденции по стране – становится меньше молодых сотрудников. В городах второй страты (с населением 500 тысяч — 1 миллион человек) молодежь представлена более равномерно, а также фиксируется рост доли работников в возрасте 29–44 лет. В третьей страте (города с населением менее 500 тысяч человек) ситуация схожа с миллионниками — в возрастной структуре заметно снижение доли молодых специалистов.
Стаж сотрудников аптек также меняется: сокращается доля молодых специалистов с опытом работы до шести лет, при этом растет доля специалистов с опытом 16–25 лет.
Рост среднего чека и снижение клиентопотока
Средний чек в розничных аптеках, по мнению сотрудников аптек, в настоящее время составляет 742 рубля. Для сравнения: весной 2015 года этот показатель был почти в два раза меньше – 393 рубля. Заметна общая тенденция на сравнительно больший средний чек в аптеках с высоким клиентопотоком (более 450 человек в день) в сравнении с аптеками с меньшим клиентопотоком. В динамике отмечается планомерное увеличение среднего чека во всех типах аптек. Кроме того, весной 2025 года был зафиксирован всплеск — в аптеках с высоким клиентопотоком средний чек достиг 1177 рублей. При этом исследователи фиксируют рост доли аптек с небольшим клиентопотоком (150 посетителей в день и меньше).
«На фоне роста аптечных точек отмечаем, что становится все больше аптек, где покупателей за день проходит меньше. Мы видим, что почти в два раза – с 38% до 69% выросла доля аптек, у которых клиентопоток менее 150 человек в день», – сказала Наталья Романцева.
Более половины респондентов (54%) оценивают объемы своих продаж как средние по рынку. В оценке объема ассортимента отмечается снижение доли аптек со сравнительно небольшим ассортиментом (менее 2000 товарных единиц).

Анализ субъективных финансовых показателей выявляет значительный рост прибыльности аптек с весны 2022 года. В сетевых аптеках половина опрошенных отметила рост прибыли, тогда как в несетевых доля таких респондентов составила всего 28%.
Наибольшая доля сотрудников, отмечающих высокую прибыльность аптеки, в Рязани, Самаре, Томске. Сотрудники аптек Казани, Перми и Омска, напротив, больше отмечают снижение прибыли.
Сотрудников аптек просили оценить, к какому сегменту относится их аптека. В структуре аптечных сетей по ценовому уровню заметно сократилась доля низкоценовых аптек-дискаунтеров, что может быть связано с ростом сложности ведения бизнеса в этом сегменте и развитием онлайн-торговли. Одновременно увеличивается доля аптек среднего ценового сегмента.
Наибольшая доля сотрудников, оценивающих свою аптеку как низко-ценовую, – более 10% ответивших – в Томске, Санкт-Петербурге, Самаре, Воронеже и Волгограде. Примечательна ситуация в регионах, где выше доля респондентов, причисляющих свою аптеку к высоко-ценовому сегменту – доля сотрудников более 15% – в Уфе, Тольятти, Ярославле, а также Санкт-Петербурге, Красноярске и Екатеринбурге.
Фармспециалисты отмечают повышение уровня доверия и репутации аптеки в глазах покупателей начиная с весны 2020 года.
Более высокие оценки репутации (5-max) отмечают респонденты в городах с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Наибольшая доля высоко оценивающих репутацию аптеки (5-max), в городах: Липецк, Саратов, Уфа и Волгоград. Наименьшая доля максимальных оценок (5-max) отмечается среди сотрудников аптек Ярославля, Воронежа и Томска, однако, в этих городах более 60% сотрудников оценили репутацию на 4 балла.
Также фармацевты обращают внимание на приверженность покупателей конкретным аптекам: в небольших городах (100 тыс. – 500 тыс. человек) они более активно отмечают постоянных покупателей. Соотношение постоянных и случайных посетителей составляет 70 и 30% соответственно.































Нет комментариев
Комментариев: 1