RNC Pharma представила рейтинг аптечных сетей по доле продаж через собственные онлайн-сервисы
Общий объем онлайн-продаж и бронирования лекарств в России в I квартале 2024 года составил 103,1 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), сообщают аналитики RNC Pharma. Рублевая динамика относительно аналогичного периода прошлого года зафиксирована на уровне 28,6% (в рублях), при этом данный показатель опережает показатель прироста по российской фармрознице в целом, которая прибавила 19,8% (включая парафармацевтику).
В ритейле, по данным аналитиков, динамика определялась высокой инфляцией и ростом доходов населения. На показатель развития онлайн-канала также повлияла и довольно низкая база в рамках периода сравнения — в I квартале 2023 года был зафиксирован один из самых низких показателей прироста канала e-com последних лет (порядка 2,3%).
В условиях значительного платежеспособного спроса ритейлеры имели возможность наращивать вложения в e-com, но они оправданны только для тех игроков, кто относительно недавно начал инвестировать в развитие направления. Остальных участников будет вполне устраивать динамика в пределах среднеотраслевых показателей, хотя у этого подхода имеются исключения, считают аналитики.
По итогам I квартала 2024 года общая доля онлайн-канала в фармрознице достигла рекордных 19%. По итогам 2023 года был зафиксирован результат на уровне 16,6%, а по состоянию на 2020 год канал занимал не более 9,3%. Общая выручка организаций в рамках ТОР20 в анализируемом периоде достигла 93 млрд руб., что в общем объеме российского канала e-com, с учетом нелекарственного ассортимента, составляет порядка 90,2%. Данные изменения не кардинальны, темпы развития топовых участников рынка сопоставимы с динамикой, которую показывают остальные игроки.
В текущем рейтинге только три компании из 20 демонстрировали снижение объема выручки, однако при этом всего семь игроков из оставшихся 17 показывают динамику, превышающую среднерыночные показатели. Абсолютными рекордсменами в отношении прироста в I квартале 2024 года стали «Аптечная сеть 36,6», которая нарастила показатели выручки в канале e-com в 3,2 раза, и проект Polza.ru фармдистрибьютора «Пульс», который обеспечил рост в 2,2 раза. В первом случае стимулом стала крупная сделка: осенью 2023 года «Аптечная сеть 36,6» завершила поглощение бизнеса сетей «ЛекОптТорг» и «Родник здоровья».
Polza.ru находится на активной инвестиционной стадии: проект был запущен осенью 2022 года, поэтому сравнение фактически ведется с периодом лонча проекта. «Здравсити» (аналогичный сервис от компании «Протек») показал относительно I квартала прошлого года прирост на уровне 41%, а ветеран формата «Аптека.ру» смогла увеличить выручку на 25% — для абсолютного лидера это по-своему выдающийся результат.
Практически одинаковые и очень заметные показатели прироста на уровне 80% в I квартале 2024 года демонстрировали онлайн-проекты сетей аптек «Апрель» и «Неофарм». Максимально близкую динамику аналитики фиксируют также по компании «Ютека» — маркетплейс увеличил выручку на 79%. Компания «Фармленд» увеличила оборот в сегменте e-com на 65%.
ТОР20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн-сервисы по итогам I квартала 2024 года
№ |
Компания |
Центральный офис |
Объем валовых е-com продаж в I кв. 2024, млрд руб. |
Прирост продаж относительно I кв. 2024, %, |
Доля1 на розничном- коммерческом сегменте фармрынка (ЛП + не ЛП) |
1 |
Аптека.Ру |
Новосибирск |
22,7 |
25 |
4,2 |
2 |
Ригла |
Москва |
9,8 |
28 |
1,8 |
3 |
Еаптека |
Москва |
8,4 |
27 |
1,5 |
4 |
Апрель |
Краснодар |
8,3 |
80 |
1,5 |
5 |
Неофарм2 |
Москва |
6,9 |
80 |
1,3 |
6 |
Аптечная сеть 36,6 |
Москва |
5,6 |
218 |
1,0 |
7 |
Здравсити |
Москва |
5,6 |
41 |
1,0 |
8 |
Ютека |
Москва |
5,2 |
79 |
1,0 |
9 |
ИРИС |
Москва |
4,4 |
34 |
0,8 |
10 |
Фармленд |
Уфа |
3,6 |
65 |
0,7 |
11 |
Здоров.ру |
Москва |
2,0 |
5 |
0,4 |
12 |
Планета Здоровья2 |
Пермь |
1,5 |
-33 |
0,3 |
13 |
Вита2 |
Самара |
1,5 |
-14 |
0,3 |
14 |
Polza.ru |
Химки |
1,4 |
185 |
0,3 |
15 |
ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья2 |
Новосибирск |
1,3 |
н/д |
0,2 |
16 |
АСНА |
Москва |
1,3 |
35 |
0,2 |
17 |
Имплозия2 |
Самара |
1,1 |
8 |
0,2 |
18 |
Алоэ |
С-Петербург |
1,0 |
н/д |
0,2 |
19 |
Монастырев.рф2 |
Владивосток |
0,8 |
-49 |
0,1 |
20 |
Максавит |
Н.Новгород |
0,6 |
6 |
0,1 |
1- доля рассчитана от суммарного объема коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ |
|||||
2 - экспертная оценка |
|||||
Источник RNC Phaгma: Рейтинг российских аптечных сетей |
Нет комментариев
Комментариев: 0