В полевых условиях

28.01.2022
16:34
Последние несколько лет на фармрынке идет борьба за эффективность полевых служб. При этом все чаще собственники и топ-менеджеры задаются вопросом об эффективности института продвижения как такового. Первыми под удар попадают работающие с аптеками ОТС-подразделения, которые обычно ждет либо существенное сокращение, либо «схлопывание».

Цена аптечного представителя

Затраты на медицинских представителей традиционно занимают серьезное место в статьях издержек фармпроизводителей. Они сопоставимы, а иногда и превышают бюджеты медиакампаний и инвестиции, к примеру, в сетевой сегмент.

Содержание аптечных представителей обходится дорого, а благодаря внедрению новых технологий расходы на внутреннюю инфраструктуру компании постоянно растут.

Компании вкладываются в методики распознавания выкладки, отслеживания передвижения и действий медпредставителей в реальном времени через устройства мониторинга, записи и анализа речи во время визита медицинского представителя при помощи искусственного интеллекта.

Получается парадоксальная ситуация: обычно с внедрением автоматизированных моделей затраты на сотрудника должны уменьшаться, но в описываемой сфере этого очевидно не происходит.

Также не стоит забывать о затратах на стандартный «джентльменский набор» для медицинского представителя — автомобиль, оргтехнику, ФОТ и соцпакет, необходимый для сохранения конкурентности на рынке труда. Уже сейчас затраты на содержание одного медпредставителя со средней заработной платой по рынку может обходиться компании в 300 тыс. руб. в месяц.

Это обуславливает со стороны руководства высокий уровень внимания и ожидания результатов от института медицинских представителей.

  • Топ-менеджеры требуют от управленческого звена результата и новых идей, периодически принимая радикальные кадровые решения.
  • Управленческое звено озабочено поиском, внедрением и мониторингом новых KPI, призванных повысить результативность и прозрачность работы полевых сил. Некоторые из них выглядят весьма экстравагантно. Например, в одной из компаний фиксировали показатель времени работы двигателя автомобиля. Первый визит должен был начинаться строго в 9.00, и двигатель должен быть в это время заглушен. Если медицинский представитель опаздывал на визит, он просто глушил машину в 9.00 и гулял вокруг нее, пока не истечет предполагаемое время работы у клиента, а потом ехал дальше.
  • SFE-менеджеры (SFE — Sales Force Effectiveness, менеджеры по эффективности) исследуют массивы данных космических масштабов, пытаясь нащупать зоны роста и нереализованного потенциала.
  • Линейные руководители и сами медицинские представители погружаются в новые модели контроля их текущей работы, администрирование которых поглощает почти все рабочее время. Соревнование по «закручиванию гаек» (а именно так воспринимают рядовые сотрудники все попытки повысить эффективность их работы) в некоторых случаях доходит до абсурда. Сидящий перед кабинетом врача или в аптеке медпредставитель, расходующий свое рабочее время на листание презентации, — обыденность наших дней.

Во многих компаниях «закручивание гаек» при принятии смелых управленческих решений привело к «срыву резьбы», и дальнейшая работа «гаечным ключом» не только не укрепляет конструкцию, но и грозит ее разрушением. Потери инвестиций на подбор, обучение, развитие персонала в этом случае космические.

Идет борьба за эффективность. Однако результаты радуют далеко не всегда. Все чаще собственники и топ-менеджеры задаются вопросом об эффективности института продвижения как такового. Первыми под удар попадают ОТС-подразделения, работающие с аптеками.

Реструктуризация крупных фармкомпаний приводит либо к существенному сокращению, либо к «схлопыванию» ОТС-подразделений. Например, крупная фармкомпания США сообщила, что сократит число медицинских представителей, поскольку встречи с поставщиками медицинских услуг переходят в онлайн-режим. Данный факт можно рассматривать как свидетельство низкого качества описанного выше общепринятого подхода. Однако же практически все большие производители идут по схожему пути.

Классическая модель продвижения в большинстве случаев работает недостаточно эффективно.

Управленческие мифы

Формирование видения, стратегическое планирование, определение формата работы ключевых подразделений — удел топ-менеджмента. Именно эти люди, стоя за штурвалом корабля, определяют генеральный курс к искомой цели.

Приглядимся к ним, к их резюме. Очень часто оказывается, что начинали они свой путь в фарме с позиции рядового медицинского представителя, о чем сами частенько любят упоминать, выступая на разного рода совещаниях перед полевыми силами.

Работать «в полях» им довелось в конце 90-х — начале 2000-х. Это было золотое время становления и бурного развития фармрынка, таившее в себе огромные возможности для работы продвижения. Фраза «медицинский представитель — бизнесмен на своей территории» была не лозунгом, а действительно имела под собой прочную основу. В эпоху, когда каждый клиент был отдельным центром принятия решений, понятия «аптечная сеть», «централизация», «бэк-маржа» только зарождались, а изобилие ничего общего не имеющих с комплаенсом инструментов поражало воображение, талантливые люди добивались феноменальных и быстрых результатов.

Именно в тот период сформировалось у сегодняшних начальников представление о том, что и как должен делать «эталонный медицинский представитель». Парадигма — штука прочная и мало изменяющаяся в силу определенных особенностей человеческой психики. Каким бы ни был гибким и открытым человек, его представления о прекрасном, сформировавшись однажды, редко меняются кардинально.

С уверенностью можно сказать, что парадигма работы аптечного медпредставителя, сформированная 20 лет назад, нежизнеспособна в текущих реалиях. Этому есть несколько причин.

1.Централизация

Точки принятия решений смещаются от заведующих аптеками на более высокие уровни: формирование ассортимента, распределение полочного пространства, решение об изменении товарных запасов и прочее — все это в большинстве случаев уже находится в ведении офисов аптечных сетей и делает заведующих простыми администраторами. Влияние на эти процессы со стороны медицинского представителя также стремится к нулю.

  1. Существенно возросшая доля бэк-маржи в прибыли аптек. Благодаря возникшей централизации сети получили возможность влиять на рекомендации первостольников посредством различных мер стимулирования и наказания. Причем во многих случаях это имеет под собой не экономические основания (учет спроса, суммарной доходности препарата и поддержание долгосрочной лояльности покупателей), а простое желание заработать на тех производителях, «кто больше заплатил».
  2. Разного рода ограничения на общение с представителями компаний со стороны некоторых аптечных сетей и т.д.

2. Укрупнение розничного аптечного рынка

Доля несетевого сегмента с высокой степенью влияния медицинского представителя в точке продаж в отдельных регионах уже составляет меньше 20% и продолжает падать.

Принятие этих факторов не в полной мере приводит к существенным дефектам в понимании роли отдела продвижения, а также ключевых факторов его эффективности. Как следствие — неверная приоритезация целей и задач, что ведет в итоге к падению эффективности.

Бремя управленческого звена

Падение эффективности продвижения, выражающееся в недостаточном объеме продаж, в парадигме топ-менеджмента в большинстве случаев означает только одно: «ребята не дорабатывают». С этой простой идеей они идут к управленцам среднего звена с ожиданием конструктивных предложений, которые не заставляют себя долго ждать:

  • наличие GPS-трекера, разного рода жучков и отслеживания по вышкам сотовой связи;
  • фиксации всевозможного вида — фотографирование выкладки, входа в аптеку, чеков на кассе и лиц;
  • большое количество отчетности, в том числе онлайн, которую должен заполнить медицинский представитель в ходе визита или по итогам рабочего дня.

    Все это материализуется в огромное количество KPI, подчас весьма экзотических и лишь отдаленно имеющих отношение к желаемому результату. Цель их при этом часто на поверку одна — убедиться в наличии сотрудника на рабочем месте, не более того. Погоня за выполнением подобного рода показателей со стороны полевых сил приводит к удручающим последствиям.

    Причина этого проста — отсутствие понимания, что считать результатом работы продвижения в аптеке в современных условиях, а также прозрачной связи между действиями и этим самым результатом в сознании самих управленцев.

    Лидеры команд (те, кто непосредственно управляют полевыми силами), вооруженные внушительной панелью KPI, не способствующих, а, скорее, препятствующих достижению каких-либо релевантных целей, осуществляют руководство сотрудниками, фокусируя их на выполнении задач, которые приводят не к повышению, а к падению эффективности. Зато внешне рабочий процесс выглядит весьма интенсивно.

    Будучи зажатыми в жесткие рамки корпоративных процедур, региональные менеджеры превращаются из реальных управленцев бизнес-процессами в простых супервайзеров и администраторов без реальных рычагов воздействия на текущую ситуацию.

    Сами же медицинские представители превращаются из инициативных продавцов, жаждущих прорыва, или проводников коммерчески нужных идей в «ходячие говорящие головы» с планшетами и ноутбуками, озабоченные не столько реальным результатом, сколько выполнением все возрастающих требований и процедур, к выполнению плана не имеющих никакого отношения. Приходящие итоговые цифры продаж начинают восприниматься как лотерея, а не закономерный итог затраченных усилий.

    Получив неудовлетворительные результаты, за анализ берутся SFE-менеджеры, которые пытаются уловить прямую связь между невыполненными KPI по своевременному внесению отчетности медицинскими представителями и невыполнением квартального плана продаж.

    Путь к кризису определяет «порочный круг». Неполный учет изменившихся условий «в полях» топ-менеджментом определяет искаженные требования к управленческому звену по организации работы отдела SF. Сам отдел SF сфокусирован на задачах, не способствующих росту эффективности, анализ же результатов выполнения этих задач не приводит к выявлению истинных проблем, а стало быть, и его итоги не пригодны для исправления ситуации.

    Пути решения проблемы

    Решением этой проблемы могли бы стать:

    • пересмотр и признание влияния новых условий фармрынка на работу связки «медицинский представитель—аптека». Определение вклада каждого из ее участников в это взаимодействие;
    • четкое определение критериев результата работы аптечных медицинских представителей «в полях». Контролируемым результатом может являться только то, что напрямую зависит от сотрудников конкретного подразделения и служит для достижения глобальных целей компании. Сами по себе продажи — важный критерий, однако они уже не могут являться единственным и главным измерителем результативности;
    • разработка на основании критериев результата панели KPI, определение способов их измерения и целевых значений;
    • формирование системы бонусов при достижении целевых показателей, способствующей максимальному вовлечению и мотивации полевых сил к достижению результата;
    • определение основных компетенций сотрудников, помогающих выполнить текущие KPI, и осуществление в соответствии с этими компетенциями набора и планомерного развития персонала.

      Мы обозначили основные проблемы, создающие существенные препятствия для развития бизнеса. Принципы решения этих задач будут рассмотрены в следующих статьях цикла.

      Нет комментариев

      Комментариев: 4

      Мамонова Ольга
      Писал человек, который знает все процессы не по наслышке
      Лисовский Павел
      Конечно, ведь статья написана в соавторстве с коллегой, который всю эту "кухню" знает изнутри)
      Фельдман Павел Львович
      Могу согласиться с тем, что модели работы аптечных представителей образца 2000х должны были давно трансформироваться, так как изменились реалии. Внедрить изменённую модель, в которой работа представителя ( а на самом деле - специалиста по торговому маркетингу, которого нужно сделать из представителя) будет оцениваться по его конкретному вкладу в бизнес, не представляет большой сложности. Модели и опыт их внедрения есть, они прошли апробацию в странах, где консолидация рынка куда выше, чем в России, и прекрасно работают. Нужна только гибкая СRM - система и добрая воля руководителей бизнеса, заинтересованных в развитии ОТС-направления. Вот именно со вторым компонентом (по моему опыту консалтинга) в ряде компаний сложнее всего - слишком сильна вера в то, что то, что вчера работало, обязательно будет работать сегодня.
      А для реализации моделей всё равно будут нужны представители, переученные в специалистов по торговому маркетингу. Писал и говорил об этом многократно, но с очень невысоким КПД.
      Что касается взаимодействия производителей и ритейла, то, как мне кажется, до тех пор, пока обе стороны не будут адекватно оценивать риски друг друга в партнёрстве , двигаться вперёд будет очень непросто. Не буду перечислять риски ритейла, назову только те риски производителей, о которых говорил на "Аптеке" в 2018 году: неоправданные маркетинговые траты, оплата плохо измеряемых услуг сетей, убыточная экономика отдельных брендов и вывод их с рынка, дефектура товара в отдельных регионах по продуктам компании, провалы лончей, невыполнение индивидуальных планов сотрудников (если таковые есть), сокращение персонала и неплатежи (при прямых контрактах с сетями). Каких из вышеперечисленных рисков удалось избежать на сегодня? ))
      Вы не можете оставлять комментарии
      Пожалуйста, авторизуйтесь
      Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.