Эксперты РАФМ: для аптечного бизнеса наступает переломный момент
Руководитель отдела аналитики «Фармацевтического вестника» Артур Мирзоян отметил, что аптечная структура страны подошла к переломному моменту в своем развитии. Он привел данные, согласно которым только за период с третьего квартала 2015 г. по третий квартал 2016 года доля рынка по продажам ТОП-100 аптечных сетей выросла в стоимостном выражении с 43,2% до 50,7%. Другая важная особенность – увеличение числа аптечных точек у компаний из первой сотни. С начала нынешнего года их число увеличилось с 20,8 тыс. до 22,1 тыс.
Среднее число аптек на десять тысяч жителей в стране за последние годы достигло четырех, подчеркнул эксперт. Россия по этому показателю опережает США и значительное большинство европейских развитых стран, отставая разве что от Японии, Бельгии, Аргентины, Украины, Китая и нескольких других государств.
Между тем сами аптечники считают большое количество точек негативным явлением. Оптимальная стратегия для аптек в сложившихся условиях - устойчивое равновесие, которое выгодно всем игрокам, считает Артур Мирзоян. В противном случае, любое изменение и резкое движение только ухудшит общее их положение.
Руководитель аптечного проекта Ipsos Healthcare Юлия Колоскова представила данные последнего исследования Pharma-Q на тему «Аптечный бизнес в кризисный период». Его участниками стали 1516 фармацевтов, провизоров первого стола и 585 менеджеров, заведующих аптеками из 27 городов России.
Эксперт выделила несколько негативных тенденций. Так, согласно полученным данным, число посетителей аптек сокращается, причем это характерно как для сетевых, так и для несетевых аптек. Сами провизоры отмечают стремление посетителей покупать более дешевые лекарственные средства. Кроме того, по оценкам первостольников и аптечных менеджеров, сокращаются и объемы продаж, что особенно характерно для несетевых аптек, сообщила эксперт. Размер среднего чека у тех и других растет примерно в равной пропорции и соответствует общему уровню инфляции.
Юлия Колоскова также указала на три основные причины отказа пациентов от покупки. В 57% случаев клиентов не устраивает цена, в 26% покупка не происходит из-за отсутствия в текущий момент препарата в аптеке, в 17% - препарат не предусмотрен ассортиментом. Таким образом, почти половина случаев отказов связана с логистическими ошибками или неправильным планированием ассортимента аптеки, резюмировала докладчик.
Несмотря на существующие тенденции, многие из которых вызывают тревогу участников рынка, его общий объем по итогам 2016 года впервые превысит один триллион рублей. Такой прогноз представила генеральный директор аналитической компании AlphaRM Анна Ермолаева. По сравнению с 2015 годом рынок вырастет на 6,3% и составит 1025,5 млрдрублей, уточнила она. Однако темпы роста относительно предыдущих лет сокращаются почти вдвое.
Общий рейтинг аптечных сетей возглавляют московские «36,6» и «Ригла» с показателями доли рынка соответственно 4,58% и 4,26%. У самарской сети «Имплозия» - 3,08%, пермской «Планеты здоровья» - 2,60%. Остальные места в десятке распределились следующим образом: «Доктор Столетов&Озерки (Москва)» - 2,47%; «Первая Помощь&Радуга» (Санкт-Петербург) - 2,46%; «Фармленд»(Уфа) – 1,63%; «Фармаимпекс» (Ижевск) - 1,60%; «Фармакопейка&Твой доктор» (Тула) - 1,58%; «Нео-Фарм» (Москва) – 1,57%.
По прогнозам генерального директора аналитической компании DSM Group Сергея Шуляка, в 2017-18 годах рост рынка составит 5-7%.
«К сожалению, никаких факторов, которые свидетельствуют, что российская экономика будет улучшаться, пока нет, - констатировал он. – А раз так – покупательская способность не повысится».
Появление аптечных сетей ассоциативного типа можно считать одним из самых интересных трендов последних лет. Одна из них - компания АСНА, объединяющая 4200 аптек из 92 городов страны. Управляющий партнер ассоциации Александр Кондратьев отметил, что такая модель востребована потому, что «производителю лекарств нужны география, широта, охват, технологии» и все это он может получить, сотрудничая с ассоциациями. Охват рынка при этом новом подходе, по его оценкам, может достичь 20%.
Как отметил консультант по увеличению прибыльности аптечного бизнеса Павел Лисовский, одна из особенностей фармацевтического рынка –замкнутость каждого из участников на своей нише: аптечные сети – с аптечными сетями, дистрибьютеры – с дистрибьютерами, производители – с производителями. Между тем, доходность аптечной сети зависит от всей товаропроводящей цепочки, напомнил он.
Подчас неэффективность сетей связана не только с внешними, но и внутренними факторами, указал эксперт. «У вас большая сеть, а процесс не централизован, продажи концентрированы на одном дистрибьюторе, нет понимания процессов рынка в целом».
Итоги заседания подвел сопредседатель координационного совета РАФМ, главный редактор «ФВ» Герман Иноземцев. Он подчеркнул, что период «простого роста в аптечном ритейле завершился». И сегодня для того, чтобы «взрастить дерево», важно правильно ориентироваться в тех сложных и многогранных процессах, которые происходят сегодня в области фармацевтической розницы.
Нет комментариев
Комментариев: 0