“Для российской фармотрасли мало стратегии — нужна новая парадигма развития”
В последние годы крупнейшие фармкомпании все чаще распространяют победные заявления о появлении новых лекарств, об увеличении вследствие этого продолжительности жизни в некоторых странах мира, о своей значимой роли в развитии биологической науки и здравоохранения. Однако, по мнению канд. фарм. наук Михаила ГЕТЬМАНА, это лишь глянцевая сторона мирового фармрынка, подлинные интересы которого имеют мало общего с интересами общества. В статье, написанной специально для “ФВ”, г-н Гетьман рассказывает о необходимости выработки новой парадигмы развития российской фармотрасли, еще не успевшей повторить ошибки, совершенные на глобальном уровне.
Прибыль и рост капитализации являются единственной целью деятельности фармкомпаний, а инструментами развития отрасли стали обман, шантаж и коррупция — все то, что мы обычно стыдливо подменяем эвфемизмами “фармацевтический маркетинг” или “фармацевтическое продвижение”.
Почему исследования новых лекарств так дорого стоят? Считается, что на создание одного нового препарата компании тратят около 1 млрд долл. США. Это объясняется масштабностью исследований, их продолжительностью, большими потерями (т.к. далеко не все изучаемые молекулы становятся лекарствами), необходимостью тщательного дизайна исследовательских проектов, сложностями при обработке результатов исследований, а также высоким уровнем требований регуляторных органов. Фармкомпании также утверждают, что они финансируют мировую медико-биологическую науку и закладывают основы инновационного будущего человечества в этой области знаний. Это правда, но стоит ли она 1 млрд долл. за лекарство? Ведь эти затраты нужно возмещать, и в итоге лекарства продаются по цене, недоступной для большинства людей. Мировой рынок лекарств растет в денежном выражении, но уменьшается в количестве проданных упаковок вовсе не из-за того, что люди стали меньше болеть.
Крупные фармкомпании редко разрабатывают лекарства “с нуля”. Обычно разработка с патентными правами и исследовательской документацией покупается у так называемых стартапных компаний. Поэтому продукт, на изучение которого было потрачено несколько миллионов или десятков миллионов долларов, начинает стоить уже сотни миллионов даже на этапе, предшествующем клиническим исследованиям. Способствует росту стоимости также тот факт, что обычно продавцами фармацевтического “полупродукта” являются налоговые резиденты офшорных Виргинских, Сейшельских островов и т.д., а топ-менеджмент фармкомпаний нередко приобретает личн...
Нет комментариев
Комментариев: 0