Профессиональная этика и деонтология фармацевта: прошлое, настоящее, будущее?

27.09.2011

Сегодня об этике обычно принято говорить либо с трибун при произнесении политических речей и докладов, либо в учебных классах и аудиториях — при прохождении переподготовки и повышении квалификации. Мы разучились быть этичными и стыдимся слова «этика», убежденные, что строительство светлого капиталистического будущего несовместимо с этикой, что бизнес обязан быть неэтичным. Так ли это?

Этика и бизнес: синергия или антагонизм

Термин «этика» (от др.-греч. — этос, нрав, обычай) имеет долгую историю — его предложил свыше 2 тыс. лет назад Аристотель, древнегреческий философ и ученый, наставник Александра Македонского, для обозначения науки, изучающей добродетели человеческого характера (мужество, умеренность и др.) и занимающей срединное положение между учениями о душе (психологией) и государстве (политикой).

Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порожденные совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. Но по мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.д.

Изучением проблем этики занимались в разное время Конфуций и Кант, Ницше и Платон, Сократ и Шопенгауэр, а также еще тысячи других людей — философов, политиков, предпринимателей и религиозных деятелей. Их мнения о «правилах совместного проживания» часто разнились, но так называемое золотое правило этики — «не делай другим того, чего не желаешь себе» — существовало в том или ином виде независимо в разных культурах.

Причина важности этических норм состоит в том, что человек стремится жить в безопасности, а это возможно только при наличии четких норм и правил. И бизнес здесь не исключение.

Поэтому парадокс делового мира состоит в том, что, хотя бизнес часто ассоциируется с грязью и нарушением этических норм, в долгосрочной перспективе преуспевают только те деловые сообщества, в которых установлены достаточно высокие этические стандарты. В противном случае бизнес ситуативен, в нем невозможно длительное планирование, поскольку любой партнер легко предаст интересы общего дела в надежде на сиюминутную выгоду. Кроме того, невозможность доверять партнерам и сотрудникам сильно ограничивает возможности роста, интеграции, снижает скорость делового оборота и таким образом неизбежно...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.