Адвентисты седьмого дна
Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам I—III кварталов 2019 года
Перекосы в развитии рынка
По итогам I—III кварталов 2019 года российский фармрынок вернулся к двузначным темпам роста (+10,6% в руб.), а в абсолютном выражении объем за январь—сентябрь превысил суммарную емкость рынка за весь докризисный 2014 год. Увы, но это лишь внешнее благополучие, которое скрывает целый ряд системных перекосов в развитии отечественного фармрынка. За счет активных финансовых вливаний в госсектор (а это и расширение программы ВЗН с 7 до 12 нозологий, и формальный старт нового национального проекта «Здравоохранение») средняя динамика за период здесь достигла внушительных 28%. И это при том, что темпы роста российской фармрозницы, на которую до сих пор приходится две трети общего объема рынка, составляли скромные 3,7%. В общем-то даже это можно было бы считать неплохим результатом, если бы инфляция на ЛП не составляла с начала года величину 6,2%.
Простое сопоставление этих цифр показывает, что рынок развивается только за счет роста цен, натуральный спрос деградирует, но иного и быть не может в условиях стагнации доходов населения, которые, по данным «Росстата», с начала года выросли всего на 0,2%. Низкие доходы населения, повышение НДС, а значит, и общий рост расходов граждан, естественно, не могли не отразиться на особенностях потребления. Здесь мы имеем экономию во всех ее проявлениях в отношении: покупки «экономичных» упаковок, импортозамещения и даже отказа от покупки тех или иных ЛП. В итоге перекосы развития рынка касаются не только рыночных сегментов, но и товарных категорий. В частности, при сохранении достаточно стабильного спроса на Rx-препараты ОТС-категория стремительно деградирует. Причем касается это не только безрецептурных ЛП, речь идет и о парафармацевтике в самом широком смысле этого слова. И здесь на волне тенденции экономии потребитель еще и начал «голосовать ногами» — попросту уходить из аптечного сегмента в традиционные магазины и, разумеется, в интернет.
Весьма яркой иллюстрацией может служить намерение американской iHerb открыть офис в России. Несмотря на «родословную»,...
Нет комментариев
Комментариев: 0