Агенты слияния. Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам I—II кварталов 2024 года
Взялись за старое
В фармритейле наиболее яркий пример связан с покупкой сетью «Ригла» крупного регионального игрока «Нижегородская аптечная сеть», которая известна потребителям под брендами Farmani и «Аптечество». Актив по меркам российского фармрынка довольно крупный, сеть объединяет почти 380 аптек, а общая стоимость организации без учета долгов и иных обременений может варьироваться в интервале 2,2—3,4 млрд руб. Также летом, но чуть раньше, состоялась продажа остававшихся в собственности Дмитрия Руцкого аптек сети «Аптечные традиции», покупатель — «Неофарм». Речь идет примерно о сотне аптек, это уже третий этап распродажи, первые две сделки прошли в 2021—2022 годах.
До этого последняя крупная покупка произошла в конце 2023 года. Тогда «Аптечная сеть 36,6» стала владельцем сетей «ЛекОптТорг» и «Родник здоровья». И если на тот момент покупка выглядела стратегически правильной, но несколько несвоевременной, то сейчас это уже мейнстрим. С одной стороны, все это свидетельствует о переходе фармрынка в стабильное состояние, предполагающее позитивный прогноз в долгосрочной перспективе, а значит, и уверенность в возврате инвестиций. Но, с другой стороны, демонстрирует явную проблематику снижения доходности ритейла, которая стимулирует активизацию консолидационных процессов.
Участие в альянсах ситуацию, вероятно, уже не спасает. Мы не беремся утверждать, что их время прошло, но при прочих равных выбор будет складываться не в пользу подобного формата. Может быть, подход к формированию такого рода структур придется в обозримой перспективе пересматривать в сторону большей гибкости.
Крупные дистрибьюторы, работающие с ритейлом, предлагают своим партнерам в рознице дополнительные сервисы в составе разных ассоциативных форматов. На определенном этапе этот формат всех участников удовлетворял, но физическая консолидация активов будет менять ландшафт и этой активности. В тройке топовых дистрибьюторов компании буквально дышат в затылок друг-другу, и несколько крупных сделок в ритейле почти автоматически могут привести к изменению порядка компаний в рейтинге.
Консолидационные процессы в дистрибуции сейчас проходят, в основном, органическим путем, без поглощения и слияний оптовых игроков. Суммарная рыночная доля ТОР25 оптовых компаний по итогам I—II кварталов 2024 года выросла на 3,6%. Причем доля первой тройки обеспечила рост на 3,2% за год. Это в т.ч. результат консолидационных процессов в ритейле.
На разной ...
Нет комментариев
Комментариев: 0