Чемоданное настроение
Российскую фарму посылают туда, где ее не ждут
Выхода нет
За последние пять лет, по данным DSM Group, динамика фармрынка сократилась примерно в шесть раз. Если в 2012 г. его объем в рублевом выражении вырос на 14% по сравнению с 2011 г., то в 2018 г. по сравнению с 2017 г. всего на 2,6%. Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк полагает, что двузначных цифр теперь уже не будет. Инвестиций в здравоохранение, в т.ч. со стороны государства, при росте ВВП на 1,5% ждать не приходится, динамика госсегмента фармрынка, несмотря на выделение средств на закупку онкологических препаратов, пока не впечатляет. В 1-м полугодии текущего года прирост составил всего 2%. Не ожидается и рост потребления. Реальные располагаемые доходы населения по итогам I квартала снизились на 2,3%.
Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических объединений (СПФО) Лилия Титова согласна: дефицита лекарств нигде нет, и куда бы ни пришел российский производитель, ему придется кого-то подвинуть. Однако прежде надо представить, как будет выглядеть российская фарма в будущем, например в 2030 г. «Наверное, будет уже не 600 производителей, как сейчас, а меньше. Новые требования к системе менеджмента качества, маркировке требуют вложений, которые не все смогут себе позволить», — считает она. Помимо круга участников рынка надо определить список продуктов, которые российские производители могут поставлять за рубеж. Когда-то Советский Союз был силен вакцинами, возможно, и теперь это направление может стать одним из ориентированных на экспорт.
Нет комментариев
Комментариев: 0