Фарма давит интеллектом. Пять кейсов применения ИИ в фармацевтической отрасли

18.03.2025
Открытый показ и разбор проектов, созданных с помощью искусственного интеллекта, прошел в рамках конференции «PROекции Будущего», проведенной в феврале «ФВ». Использование возможностей ИИ в фарме находится на начальном этапе, однако первые результаты впечатляют. Очевидно, что технология может стать мощным драйвером изменений в фармотрасли — от оптимизации производственных процессов и персонализированного обслуживания в аптеках до предсказания спроса и улучшения логистики.
Фото: Игорь Чунусов

Кейс № 1. Исследование LIREGEN: поиск молекул

Андрей Бурков, директор по стратегическому маркетингу и развитию портфеля продуктов «Р-Фарм» 

14-2.jpg (97 KB)

Что делает «Р-Фарм»

Исследовательская лаборатория «Р-Фарм» и лаборатория искусственного интеллекта «Сбера» совместно реализуют проект по поиску перспективных молекул для последующей разработки инновационных препаратов.

В качестве объекта исследования выбран рецептор CD137, который активизирует фактор некроза опухолей для стимуляции иммунной системы в борьбе против меланомы, рака легких, рака почки и лимфомы.

Был сформирован автоматический пайплайн для генерации антител к рецептору CD137 с потенциалом трансляции на другие белки.

По мнению исследователей, сгенерированные антитела по расчетным параметрам способны конкурировать с utomilumab компании Pfizer и urelumab компании Bristol-Myers Squibb (разработки, находящиеся в стадии исследования).

Следующий шаг: валидация сгенерированных структур в «мокрой» лаборатории, выбор одного-двух эффективных кандидатов, которые далее могут войти в клиническую программу.

Роль ИИ в проекте

Как отмечают специалисты «Р-Фарм», этап исследовательских работ по поиску лекарств-кандидатов с помощью ИИ был ускорен в три раза — срок предварительных исследований сократился с трех лет до одного года.

Что еще может ИИ

Исследователи продолжают спорить на тему: нужно ли ограничивать ИИ консервативными вариантами и ставить задачу поиска похожих молекул, которые уже известны в мире, или дать ему бесконечную свободу, чтобы машина выдавала новые модальности. Второй вариант кажется более смелым, отчасти фантастическим. Вероятность обнаружения действительно перспективных молекул снижается, однако при этом сценарии все же есть место революционным открытиям.

Но как убедить инвесторов в возможности чуда — вопрос философский. По словам Буркова, дорогостоящие и трудоемкие процессы все же нуждаются в поддержке прежде всего государства.

«Должно состыковаться еще несколько факторов. Это некая инвестиционная дерзость и слом парадигмы у компаний, которые сейчас работают на рынке. На мой взгляд, для того, чтобы ситуация развернулась, не три-четыре компании должны заниматься такими проектами, а десятки. Только в этом случае система заработает», — считает Андрей Бурков.

15-1.jpg (121 KB)

Кейс № 2. Речевая аналитика звонков медицинских предст...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.