Мыслим категориями

Как увеличить рост прибыли аптек в нижнем ценовом сегменте

12.05.2020
Аптечный ассортимент содержит до 500 товарных категорий и МНН-кластеров. Ежедневно на рынке происходят изменения, которые могут повлиять на доходность отдельных товаров и, следовательно, товарных категорий. Это изменение закупочной цены и прибыли с упаковки, изменение уровня бэк-маржи (например, при выполнении закрытого плана), дефектура товара и т.д. Все эти события меняют «расстановку сил» внутри товарной категории. В этой публикации я опишу логику категорийного менеджмента в аптеке на примере обработки МНН кластера Ивабрадин 5—7,5 мг.

Разумеется, у аптечной сети не хватит ресурсов, чтобы ежедневно (да хотя бы еженедельно) вручную выполнять обработку всех 500 товарных категорий.

Категорийный менеджмент в аптечной сети можно автоматизировать. Но, прежде чем это сделать, необходимо прописать логику процесса и рассчитать все его переменные.

И на этом пути аптечные сети сталкиваются с большинством трудностей. Прежде всего у коллег нет понимания/знания того, что любая экономическая технология имеет границы своего применения, то есть в одной области она показывает правильные результаты, но при выходе за эти границы появляются ошибки.

Это значит, что нельзя одинаково настроить процесс для всех товарных категорий. Более того, будет часть категорий, где вообще нельзя применять логику категорийного менеджмента. Поэтому не следует пытаться разработать технологию, которая будет работать везде (по всему ассортименту) — это неправильно.

Также важной задачей является определение области, в которой технология будет показывать наибольшую эффективность. Не ответив на эти вопросы, не следует автоматизировать процесс.

При стандартных настройках инструменты категорийного менеджмента показывают наибольшую точность и эффективность на низко- и среднедифференцированных товарных категориях (кластерах МНН). Дополнительный прирост валовой прибыли аптечной сети от обработки средне- и низкодифференцированных категорий может достигать 20% (даже без изменения ценообразования).

При обработке товарных категорий надо также учитывать ценовые сегменты, так как уровень цены препарата сильно влияет на его степень дифференциации (как правило, чем ниже цена, тем ниже степень дифференциации и тем больше конкуренция).

Нет универсальных ценовых сегментов, подходящих для всех товар...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.