Надежды и опора. Какой поддержки ждут фармпроизводители от государства

19.08.2025
Минпромторг намерен оценить достаточность мер поддержки фарминдустрии и в случае необходимости проработать предложения по их актуализации. «ФВ» опросил производителей и выяснил, какой поддержки им не хватает.
Фото: ilixe48/ru.123rf.com

Намерения Минпромторга

Выступая на Петербургском Международном экономическом форуме, замминистра промышленности и торговли Екатерина Приезжева сказала: «У нас в плане реализации стратегии «Фарма-2030» есть пункт, в соответствии с которым нам вместе с отраслью нужно оценить достаточность мер поддержки для фарминдустрии. В случае, если их недостаточно либо какие-то меры являются невостребованными, нужно дать предложения по их актуализации». 

По ее словам, Минпромторг совместно с Российским экспортным центром (РЭЦ) уже пытались оценить меры поддержки экспорта продукции. Как оказалось, фарминдустрия может воспользоваться не всеми инструментами, поскольку они общесистемные. «Сейчас идет диалог о том, как эти меры адаптировать под специфику фармы», — рассказала Приезжева.

«ФВ» направил запрос в Минпромторг, насколько он продвинулся в данном вопросе. К моменту подписания номера в печать ответа не поступило.

Ожидания фармпроизводителей

За последние годы Россия выстроила мощную систему поддержки фармотрасли, считает директор по экономике здравоохранения «Р-Фарм» Александр Быков. В числе мер он отметил программы субсидий и льготных кредитов, налоговые преференции, СПИК и ОЭЗ. Эти инструменты позволили модернизировать существующие мощности, а также запустить новые высокотехнологичные площадки по производству дженериков и инновационных препаратов. Однако, по мнению Быкова, динамика развития отрасли требует постоянного совершенствования инструментов. 

«Яркий пример — офсетные контракты, которые доказали, что государство и бизнес способны эффективно работать вместе, — сказал он. — «Р-Фарм» активно использует этот инструмент — компания заключила три офсетных договора с правительством Москвы и Санкт‑Петербурга на организацию производства и поставку лекарств для лечения социально значимых заболеваний». 

Офсеты дают производителю гарантированный долгосрочный спрос в обмен на инвестиции в новые мощности, а регионам — снижение импортозависимости, экономию бюджета и стабильное снабжение системы здравоохранения, отметил Быков.

Чтобы полностью раскрыть потенциал офсетов, важно закрепить на законодательном уровне гибкие правила изменения номенклатуры и существенных условий, а также предусмотреть возможности для перераспределения инвестиций и корректировки сроков поставок при сохранении обязательств, убежден он. Это позволит привлечь новых инвесторов и повысить доступность современных лекарств.

bykov--100.jpg (25 KB)

Александр Быков: «Инвестиции в науку — это ускоренный выход на рынок российских препаратов, в том числе мирового уровня».

По-прежнему актуальна поддержка НИОКР. Необходима точечная поддержка лабораторий и R&D центров — тех, кто ведет фармразработку, доклинику и создает технологии производства, продолжил Быков. Для них нужен особый подход: целевые субсидии на исследования, льготные займы на современное оборудование, налоговые стимулы для привлечения лучших специалистов, констатировал он. 

Также важен выход на международные рынки — это необходимое условие возврата инвестиций в инновации, отметил Быков. Глобальное присутствие позволяет компенсировать затраты на создание новых молекул. Поэтому важна гармонизация регуляторных норм на рынках СНГ, ЕАЭС и БРИКС. 

В «Фармстандарте» тоже отмечают системную работу федеральных органов исполнительной власти по поддержке инновационного развития отрасли и укрепления экспортного потенциала, а также важность обновления перечня СЗЛС и дифференцированного подхода к препаратам из двух его разделов. 

«В части финансовых мер поддержки наряду с уже зарекомендовавшими себя кластерной инвестиционной платформой и СПИК значимым для отрасли может стать субсидирование первой и второй фаз КИ», — сказал генеральный директор компании Дмитрий Зайцев.

По его словам, процедура предварительного одобрения или обязательства со стороны регулятора проводить предрегистрационное научное консультирование сегодня не является обязательной для регулятора. Но она крайне важна для компаний, которые идут в долгие клинисследования.

dmitrij-zajtsev.jpg (21 KB)

Дмитрий Зайцев: «Основа развития отрасли — здоровая патентная система, предусматривающая отказ от вечнозеленого патентования, с одной стороны, и эффективную патентную защиту инновационных разработок — с другой».

Государство продемонстрировало четкую позицию в отношении патентных нарушений. Однако отдельные участники рынка начали массово обращаться за принудительной лицензией в суды и доказывать в рамках ст.1362 ГК РФ недостаточное использование правообладателем первичного патента либо пытаться использовать для принудительного лицензирования зависимые патенты, обратил внимание Зайцев. 

«В сфере нормативно-правового регулирования существует пробел, позволяющий добиваться принудительного лицензирования в обход решений правительственной подкомиссии. Считаем крайне необходимым закрепить в законе, подзаконных актах или методических рекомендациях четкую позицию ФОИВов по этому вопросу», — резюмировал он. 

В текущей политической и социально-экономической ситуации меры поддержки фармпромышленности должны быть направлены прежде всего на производителей лекарственных средств полного цикла, подчеркнул президент компании «Активный Компонент» Александр Семенов.

«Мы не должны допустить ни малейшей возможности, чтобы 145-миллионное население нашей страны осталось без каких-то лекарств. Мы должны сами, силами российских производителей, закрывать потребности в тех 450—500 препаратах, которые являются действительно стратегически важными», — заявил Семенов.

Наиболее значимой из обсуждаемых мер поддержки отрасли является преференция «второй лишний» при госзакупках в связке с перечнем СЗЛС. Она должна заработать с 1 января 2026 года. Очень важно, по его словам, чтобы этот срок не сдвигался.

semenov-a.jpg (31 KB)

Александр Семенов: «Мы должны сами, силами российских производителей, закрывать потребности в тех 450—500 препаратах, которые являются действительно стратегически важными».

Обновленная версия списка обязательно должна включать все препараты из первой редакции. Еще одним критическим фактором для успеха «второго лишнего» и развития производства полного цикла является внедрение системы прослеживаемости фармсубстанций, которое должно состояться осенью этого года.

«Производители полного цикла ждут льготных кредитов, налоговых преимуществ и субсидирования лизинга покупки оборудования. Целесообразно ввести пошлины в отношении поставляемых из недружественных стран дженериков, которые производятся в России двумя и более компаниями», — подытожил Семенов. 

Biocad предлагает обратить внимание на вопрос взаиморасчетов со странами, находящимися под теми или иными санкциями или испытывающими трудности с валютой. Среди них Куба, Сирия, Венесуэла и Иран. Эти страны выражают крайнюю заинтересованность в поставках российских лекарств, в том числе дорогостоящих инновационных. Но у отечественных производителей существуют огромные риски неполучения денежных средств за свой товар. Нужно найти способ передачи денег между юрлицами, потому что сейчас средства могут поступить через несколько лет после поставки. Это не способствует развитию экспорта, отметил замгенерального директора по корпоративным связям и коммуникациям компании Алексей Торгов.

«В случае с дружественно настроенными к России странами решением могло бы стать создание механизмов, в рамках которых Правительство России выступало бы в качестве гаранта оплаты в адрес российских производителей», — предложил он

По наблюдениям Торгова, крайне востребованы со стороны зарубежных стран проекты техтрансфера. При их реализации экспорта готовой продукции как такового нет, зато есть затраты на оказание консультационных услуг, освоение технологии, наладку оборудования, обучение специалистов. Но мер поддержки, которые компенсировали бы данные виды затрат, не существует. Тогда как их наличие существенно упростило бы отечественным компаниям выход на экспортные сделки и позволило бы наращивать экспортные поставки, резюмировал Торгов.

Системные меры поддержки организации производства лекарственных средств на территории Российской Федерации — одно из основных направлений реализации стратегии «Фарма-2030»*.

* Распоряжение Правительства РФ № 1495-р от 07.06.2023 (ред. от 21.10.2024) «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года». 

Нет комментариев

Комментариев:

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Воспроизведение материалов допускается только при соблюдении ограничений, установленных Правообладателем, при указании автора используемых материалов и ссылки на портал Pharmvestnik.ru как на источник заимствования с обязательной гиперссылкой на сайт pharmvestnik.ru