Особенности российского фармацевтического рынка

01.01.1996
Новая рубрика, которую газета открывает по многочисленным просьбам наших читателей - ведь успешная деятельность на фармацевтическом рынке теперь зависит от степени знания рыночной экономики. Первые две публикации под этой рубрикой будут посвящены анализу и особенностям фармацевтического рынка России и его составляющих. В дальнейшем планируется осветить следующие вопросы: ценообразование, проблемы предпринимательской деятельности, применение франчейзинга, лизинга, фьючерских сделок, оформление договоров и контрактов. Публикация этих материалов позволит читателям получить дополнительные знания по основам рыночной экономики.

Рубрику ведет ведущий научный сотрудник Центра химии лекарственных средств кандидат экономических наук Валентин Михайлович Чернов, который в течение многих лет изучает эту проблему и читает факультативный курс «Рыночная экономика» на фармацевтическом факультете Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Данная публикация подготовлена им при участии финансового директора ОООТ «Панто-Витамины’’ Елены Евгеньевны Шарохиной.

Фармацевтический рынок отражает общие экономические законы рынка, но одновременно обладает своими специфическими особенностями. Главная из них состоит в том, что лекарственное средство - это товар социального назначения. Лекарственное обеспечение в нашей стране было строго подчинено административно-распределительной системе. Поэтому процесс перехода на рыночные отношения оказался не только сложным, но и очень болезненным, как для производителей, так и для товаропроводящей сети. Процесс формирования фармацевтического рынка отражает противоречия между его социальной ориентированностью и действием экономических законов рынка. Необходимо было совместить социальную справедливость в обеспечении лекарствами с экономической эффективностью предприятия.

Не менее сложной оказалась проблема сочетания рыночных принципов и государственного регулирования лекарственным обеспечением. В условиях рынка промышленные (аптечные) предприятия ориентируются на прибыль как на конечный результат своей коммерческой деятельности, что ведет к изменению ассортимента предлагаемого товара, вымыванию относительно дешевых отечественных препаратов. Вмешательство государства в коммерческую деятельность также не дало положительных результатов, а, наоборот, привело к негативным экономическим последствиям: сокращению оборотных средств, снижению закупок, увеличению нереализованной продукции на складах заводов-изготовителей, уменьшению необходимого ассортимента лекарств в аптеках.

В условиях переходного периода к рыночной экономике возникает проблема взаимодействия государства и рынка, установления границы вмешательства государства в фармацевтический рынок при наличии определенных рыночных экономических свобод.

Известно, что свободного рынка в чистом виде нет ни в одной стране мира. В обследованных 168 государствах, по данным ООН, существуют смешанные или комбинированные рынки. Причиной этого является то, что в силу своей ограниченности «свободный рынок» не способен решать все имеющиеся проблемы обеспечения жизнедеятельности страны. Вмешательство государства в...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.