Рустем Муратов: «Нам нужно включить предохранительный клапан в виде экспорта»

02.07.2024
Строить международную компанию в условиях, когда основной государственный вектор — усиление локализации, — идея амбициозная и отчасти вызывающая удивление у коллег по цеху. Открывать новые рынки за пределами стран СНГ+ сложно, долго и дорого. Однако «Биннофарм Групп» выбрала для себя такую стратегию развития. О том, почему фармпроизводитель не может бесконечно расти в условиях масштабного импортозамещения и что нужно сделать для того, чтобы выйти на международный рынок, в интервью «ФВ» рассказал генеральный директор компании Рустем МУРАТОВ.
Фото: Игорь Чунусов

Иран VS Китай

— Расскажите, какова доля экспорта сейчас? 

— У нас четкая миссия: мы, команда профессионалов, строим международную компанию, чтобы в сотрудничестве с партнерами и медицинским сообществом обеспечивать доступными лекарствами каждого пациента. И делаем для этого все — обеспечиваем рост и в локальных продажах, и в экспорте. При этом долю экспорта планируем наращивать. 

Сейчас доля — порядка 10% в обороте. Наша цель — со временем прийти к 30—40%. Понимание, как это сделать, есть. Мы знаем, что путь не самый очевидный, ни одна из российских компаний его от начала и до конца еще не прошла. Учитывая, что у каждой страны свои требования и законы, сейчас перед нами огромный список задач, которые нужно выполнить, чтобы продукты стали конкурентоспособными на внешнем рынке.

Приведу простой пример. Недавно встречался с партнерами в странах Персидского залива. В ходе обсуждения выяснилось, что тестирование биоэквивалентности обязательно нужно проводить в лабораториях, которые расположены в этих странах. Еще один пример: если компания планирует вывести продукт на рынок Китая, то клинические исследования должны проводиться на гражданах этой страны. Нюансов, поверьте, очень много.

— Если путь так сложен, это стоит того? 

— Мое мнение: ты можешь быть региональным лидером — это понятная дорога, мы по ней идем, и уверен, что придем к точке, которая нас устроит. Но оставаться лидером только в своей стране — рискованная стратегия для компании. Если не расширять горизонты, рано или поздно ты перестанешь понимать, куда и, главное, зачем идти, оставаясь по сути в замкнутом пространстве, и потеряешь конкурентоспособность. 

Один из путей развития фармпромышленности в целом — иранский сценарий. 98% рынка Ирана — это локальные производители с огромными преференциями. Молекула, воспроизведенная внутри страны, находится под запретом на импорт. Соответственно, строить дополнительные заводы нет смысла — все упаковки уже производятся в стране, улучшать производство тоже. Все это делает промышленность неконкурентоспособной. Когда мы обсуждали с коллегами из Ирана тему возможного импорта в Россию, выяснилось, что в стране все очень дорого. Это проблема закрытой экономики: есть серьезные барьеры для поставок материалов, оборудования и технологий, ты находишься в одном периметре с локальными производителями и у тебя нет вариантов для дальнейшего развития. 

Сегодня Россия не так далека от реализации такого сценария. Если посмотреть на структуру нашего рынка, ...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.