Далеко от Москвы
Стереотипы закупок изделий медицинского назначения в России
Анализ рынка государственных закупок чем-то схож с продвижением сайтов в сети интернет. С одной стороны, все понятно — существуют логичные шаги, позволяющие достичь ощутимых результатов. С другой — игроки рынка часто говорят о «рыночной специфике» (впрочем, где ее нет?), позволяющей обойти конкурентов и заключить сделку на лучших условиях. Вокруг системы госзакупок сложились устойчивые стереотипы. Соответствуют ли они действительности — попробуем разобраться на примере данных, предоставляемых IMS Health своим клиентам.
Номенклатура изделий медицинского назначения чрезвычайно широка и включает изделия, стоимость которых варьируется от нескольких копеек до сотен миллионов рублей. Анализ «средней температуры по больнице» не дает представления о процессах, происходящих на рынке, поскольку любые обобщения в данном случае спорны. Поэтому для анализа были взяты четыре категории изделий медицинского назначения («Аппарат искусственной вентиляции легких», «Аппарат наркозно-дыхательный (ингаляционного наркоза)», «Дефибриллятор» и «Монитор пациента»), позволяющие отследить тенденции рынка с наибольшей точностью.
Для подготовки материала были проанализированы данные по 2153 государственным закупкам, в результате которых в 2015 г. приобретено 9210 изделий 301 торгового наименования на сумму 6,9 млрд руб.
Стереотип 1: Процедуры и порядок торгов не приводят к снижению закупочной цены
Утверждение довольно спорное, ведь изначально вся процедура торгов была задумана с целью снижения цены, чтобы дать возможность для закупок большего количества наименований изделий медицинского назначения или для расширения ассортиментного ряда.
На самом деле Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вполне оправдал надежды его инициаторов. Среднее падение цены по всем регионам Российской Федерации в результате торгов в 2015 г. составило 4,27% (рис. 1). Максимальное значение (61,9%) было зафиксировано в Республике Мордовия.
Вывод: правило работает, торги являются своеобразным инструментом для регулирования рынка медицинских изделий, поскольку конкуренция, как известно, двигатель торговли.
Стереотип 2: В системе госзакупок изделий медицинского назначения не действуют рыночные методы ценообразования
Мнение, логично вытекающее из стереотипа 1, п...
Нет комментариев
Комментариев: 0