Малярийный кошмар

09.03.2010

История борьбы с малярией подобна сюжету интригующей пьесы или роману, в котором тесно переплелись трагические и героические страницы. И, хотя человечество сумело найти способы противостоять болезни, похоже, роман еще не закончен: противомалярийной вакцины пока нет.

Изнурительная лихорадка

На протяжении многих столетий малярия с «упорством маньяка» наносила мощные удары по человечеству. Еще египетские папирусы свидетельствовали о масштабах трагедии: она поразила многие города в Древней Греции, убила Александра Македонского в зените его славы. А Западную Африку из-за страшных эпидемий малярии именовали не иначе, как «могила белого человека». Хорошо знали ее и в Древней Руси. В народе ее образно и точно именовали — «бледнуха», «трясуха» или «мертвячка», подчеркивая особенности и ее смертельную опасность.

 Малярия активно вмешивалась в ход истории. Так, именно эпидемия этой болезни помогла изгнать войска Наполеона из Сирии и Египта. А во время Первой мировой войны она «прошлась косой» по войскам Антанты: потери на фронтах были сопоставимы с потерями от снарядов, пуль и отравляющих газов. Великая Отечественная не стала исключением, в итоге в двух мировых войнах от малярии умерло большее количество людей, чем погибло во многих грандиозных сражениях.

Хинная кора спасает жизни

 Малярия подстерегала людей не только в тропиках. В XVII в. ее жертвами становились и европейцы, поскольку в те времена малярийные комары — анофелесы (Anopheles), были распространены во многих странах Европы. И только спустя годы выяснилось, что их укус заражал человека плазмодиями — паразитами из группы простейших — и вызывал мучительные скачки температуры, часто заканчивавшиеся смертью больного.

Между тем в 1630-е гг. из Южной Америки в Европу пришли обнадеживающие вести. Вот что сообщал в своем послании монах-августинец о чудесном дереве и его удивительных свойствах: «Его бурая кора, если ее растолочь в порошок двумя мелкими серебряными монетами и добавлять в питье, лечит лихорадку и творит в Лиме настоящие чудеса». Впоследствии биолог Карл Линней назвал хинное дерево — цинхона, в честь красавицы графини. В то время широкое распространение приобрел порошок, который получали из коры этих деревьев. В Европе этот порошок появился благодаря графине дель-Кинхона, супруге вице-короля Лимы. Спасительное средство помогло ей самой излечиться от тяжелой формы малярии и сохранило жизнь. Молва о чудо-порошке графини дель-Кинхона (отсюда и название — «хинин») быстро разлетелась по городам и ве...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.