На сопках Маньчжурии

08.09.2009
За отличие в делах против японцев наградить орденом св. Анны 3-й степени с мечами — управляющего полевой аптекой коллежского асессора Александра Печенева, помощника управляющего полевой аптекой Александра Крапухина, орденом св. Станислава 2-й степени — управляющего харбинским временным аптечным магазином — коллежского советника Сергея Данишевского…

Ни маленькой, ни победоносной отвлекающая Русско-японская война 1904—1905 гг. не стала. Россия не только понесла колоссальные человеческие и материальные потери, утратила ряд своих форпостов на Дальнем Востоке, но и оказалась ввергнутой в смутные времена. Впрочем, в январе 1904 г., если кто-то и мог предвидеть такой исход дальневосточной кампании, то вряд ли мог знать его наверняка. Жители огромной Российской империи в массе своей были охвачены патриотическим подъемом и желали помочь армии и флоту в достижении полного разгрома зарвавшегося в своих аппетитах крохотного по нашим меркам островного государства.

Россия к началу войны имела значительно большие, чем у Японии, силы. Армия из 1135 тыс. человек могла быть пополнена за счет мобилизации 3,5 млн человек из числа запасных и ополченцев. Среди этих многих тысяч уже служащих в армии и подлежащих призыву были, разумеется, и фармацевты.

Военная аптека на Дальнем Востоке

Аптека — всегда наглядное отражение проблем самого разного толка. Ее состояние определяется не только компетентностью и добросовестностью управляющего ею фармацевта, но и самой системой руководства военной фармацией, подготовки кадров, принципа призыва на военную службу. Важно, кто и как формирует каталоги лекарственных средств и, конечно, организует затем их обеспечение. Качество снабжения действующей армии вообще сталкивается здесь и с проблемами военно-медицинского ведомства и его системы заготовлений.

Предопределенные неумелым руководством дальневосточными армиями огромные человеческие потери требовали колоссальных усилий со стороны лиц, обеспечивающих медицинскую и лекарственную помощь. Между тем военно-аптечное дело к началу войны переживало в России не лучшие времена, а в оторванных от центра Маньчжурии и бывших китайских портах Порт-Артуре и Дальнем (Даляне) фактически прозябало. Эти приобретенные Россией чуть более чем за пять лет до войны территории сообщались с Европейской частью лишь посредством Транссибирской магистрали, а затем КВЖД. Морское сообщение не могло решать проблем снабжения ни портов-крепостей, ни сухопутных частей также из-за чрезвычайной дальности от Петербурга и других европейских портов России.

В результате к лету 1904 г., когда утверждение о краткосрочности и даже победоносности войны для России стало многим казаться «преувеличением», в русской военной аптеке на Дальнем Востоке сложилась крайне тяжелая ситуация. На время войны в госпитали отпускалось, согласно многократно урезанному за последние год...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.