Спасенье от надсады
Регулярные погружения в проблемы отечественного ДЛО логично подталкивают исследовать вновь и вновь способы оказания лекарственной помощи широким, т.е. как минимум не слишком имущим, слоям населения нашей страны в разные эпохи ее существования. И в этом смысле чрезвычайно интересен опыт земских и городских учреждений, к тому же в сравнении с пресловутым народным целительским опытом. Богатейший материал для пытливых умов — история оказания лекарственной помощи в Белозерском крае начала XX в.
Белозерский край, местность в Новгородской губернии, «левее к северу от Вологды», — колыбель многих княжеских родов России: Белосельских-Белозерских, Ухтомских, Вадбольских и др. Однако в начале прошлого века Белозерье славилось не только своими фамилиями и святыми местами, но и как место административной ссылки. Небольшой уездный городок Белозерск «кишмя кишел» людьми, «решенными столицы», бывшими настоящим наказанием для города. Большинство поднадзорных — бывшие рабочие петербургских фабрик, несущие за собой неприсущие этой местности болезни, в частности сифилис.
Белозерский край пугал столичных визитеров своей «первобытной» медицинской организацией. Белозерский уезд площадью более 600 кв. миль (Голландия и Дания вместе взятые) был разделен на пять врачебных участков с больницами и амбулаторным приемом. При этом четыре из них были фантомами, а в Белозерске в больнице не было врача. Последнее объяснялось нежеланием наниматься на такую службу на добровольных началах: участковый врач обслуживал больницу и разъезжал по уезду, выполнял обязанности судмедэксперта, прозектора, городского и тюремного врача, врача воинской команды, школьного врача нескольких учебных заведений, вел амбулаторный прием на казенных винных складах, заведовал аптекой. При этом существовала для «поддержания штанов» еще и некоторая частная практика. Понятно, что при приеме в 150—200 человек уделять внимание одному конкретному пациенту было невозможно, что подрывало доверие крестьян к земской больнице, которую они же сами и оплачивали налогами. Результатом такого недоверия становилось обращение к знахарям и доморощенным «ферисалам».
Специфическими болезнями края были брюшной и сыпной тиф, чахотка, простудные и желудочные заболевания, сифилис. Из-за преобладания в пище речной рыбы многие страдали глистами, которых либо выдавливали, либо запивали огромными дозами дегтя и скипидара. Последнее определяло неизбежный катар желудка и кишок. Сифилис считался простудой и лечился, нап...
Нет комментариев
Комментариев: 0