Стратегия для аптеки: жизнь по плану или по наитию
Вопрос о том, нужно ли разрабатывать аптечной организации стратегию или нет, не столь уж однозначен. Попробуем в нем разобраться.
Интуиция или планирование: pro et contra
Изначально, с точки зрения степени контроля за внешней и внутренней средой организации, можно выделить три уровня построения управленческого процесса — управление ситуативное, процессное и системное.
Ситуативное управление подразумевает организацию управленческого процесса на основе анализа текущей ситуации. При этом ситуативное управление осуществляется либо при отсутствии у организации четкой выработанной стратегии, либо вопреки имеющейся стратегии, в тех случаях, когда под влиянием изменений (чаще всего — в результате резкого изменения политико-правовой или экономической ситуации на рынке) ранее принятая стратегия становится устаревшей, не соответствующей жизненным реалиям и не может быть использована в качестве основного документа, регламентирующего развитие фирмы.
Сказать, что ситуативное управление хуже полноценного системного подхода, нельзя: многие великие руководители, вошедшие в анналы бизнеса, были именно «ситуативщиками», и более того — неспособность к ситуативному управлению является распространенным и весьма серьезным недостатком у современных топ-менеджеров крупных аптечных сетей и фармацевтических компаний.
Ситуативное управление у малых предприятий — весьма распространенное явление в связи с отсутствием достаточных временных, денежных и человеческих ресурсов для постоянной планомерной разработки качественной стратегии: нет возможности нормально описать собственные бизнес-процессы, провести полноценные достоверные маркетинговые исследования, проанализировать текущую макроэкономическую ситуацию.
Крупные предприятия имеют возможность по созданию жизнеспособной стратегии и, более того, обязаны ее создавать, поскольку наличие стратегии развития предприятия является неотъемлемой частью системного подхода к управлению, без которого в принципе невозможно создать организацию со сложной организационной структурой и большим числом различного рода бизнес-процессов.
Однако любая стратегия, даже самая лучшая и совершенная, не всегда может изменяться в соответствии с событиями внешней среды. Типичный пример — кризис 2008 г., когда в результате резкого изменения на мировых фондовых рынках возник нарастающий дисбаланс на всех сегментах международной торгово-рыночной системы и многие крупные компании оказались перед необходимостью кар...
Нет комментариев
Комментариев: 0