Стратегия для аптеки: жизнь по плану или по наитию

24.01.2012

Вопрос о том, нужно ли разрабатывать аптечной организации стратегию или нет, не столь уж однозначен. Попробуем в нем разобраться.

Интуиция или планирование: pro et contra

 Изначально, с точки зрения степени контроля за внешней и внутренней средой организации, можно выделить три уровня построения управленческого процесса — управление ситуативное, процессное и системное.

Ситуативное управление подразумевает организацию управленческого процесса на основе анализа текущей ситуации. При этом ситуативное управление осуществляется либо при отсутствии у организации четкой выработанной стратегии, либо вопреки имеющейся стратегии, в тех случаях, когда под влиянием изменений (чаще всего — в результате резкого изменения политико-правовой или экономической ситуации на рынке) ранее принятая стратегия становится устаревшей, не соответствующей жизненным реалиям и не может быть использована в качестве основного документа, регламентирующего развитие фирмы.

Сказать, что ситуативное управление хуже полноценного системного подхода, нельзя: многие великие руководители, вошедшие в анналы бизнеса, были именно «ситуативщиками», и более того — неспособность к ситуативному управлению является распространенным и весьма серьезным недостатком у современных топ-менеджеров крупных аптечных сетей и фармацевтических компаний.

Ситуативное управление у малых предприятий — весьма распространенное явление в связи с отсутствием достаточных временных, денежных и человеческих ресурсов для постоянной планомерной разработки качественной стратегии: нет возможности нормально описать собственные бизнес-процессы, провести полноценные достоверные маркетинговые исследования, проанализировать текущую макроэкономическую ситуацию.

Крупные предприятия имеют возможность по созданию жизнеспособной стратегии и, более того, обязаны ее создавать, поскольку наличие стратегии развития предприятия является неотъ­емлемой частью системного подхода к управлению, без которого в принципе невозможно создать организацию со сложной организационной структурой и большим числом различного рода бизнес-процессов.

Однако любая стратегия, даже самая лучшая и совершенная, не всегда может изменяться в соответствии с событиями внешней среды. Типичный пример — кризис 2008 г., когда в результате резкого изменения на мировых фондовых рынках возник нарастающий дисбаланс на всех сегментах международной торгово-рыночной системы и многие крупные компании оказались перед необходимостью кар...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.