Уроки нэпа
Нынче, в эпоху кризиса, одним из модных выражений стало «оптимизация расходов». Все вдруг стали изыскивать возможности сэкономить: на выплатах жалованья, а чаще — благодаря сокращению штатов, на арендной плате, представительском и рекламном бюджете и проч., проч., проч. Одним словом, и государство, и доморощенные бизнесмены вынуждены были зашевелиться во имя в буквальном смысле выживания.
Наблюдая со стороны эти SOS-мероприятия, мы грустим, отчего же надо было непременно оказаться под угрозой банкротств, чтобы задуматься над созданием более разумного механизма существования субъектов экономики. Сколько лет было потрачено на раздувание штатов, раскрутку надуманных нередко брендов и создание слоя менеджеров среднего и младшего звена — массы людей, зарабатывающих, но реально ничего не созидающих!
А, между тем, нам незачем даже вспоминать золотые годы экономического подъема Российской империи перед Первой мировой войной или отсылать читателей к импортному «капитализму с человеческим лицом». И в советской истории экономики есть удачные примеры строительства и развития крупных объединений.
В июне 1924 г. в результате слияния торгового органа НКЗ РСФСР «Госмедторг» и объединения заводов химико-фармацевтической промышленности «Фармтрест» ВСНХ было образовано Акционерное общество «Госмедторгпром» (далее — ГМТП). Учредителями соответственно выступили Наркомздрав РСФСР и ВСНХ СССР. Устав определял цель и задачи АО как «производство химических, химико-фармацевтических, галеновых, перевязочных, парфюмерных, микробиологических, органотерапевтических, диетических и других препаратов, а также соответственных хозяйственных предметов и торговлю в пределах СССР и за его пределами означенными препаратами и предметами, а также медикаментами и предметами медицинского обихода не своего производства и вообще товарами, как заграничными, так и русскими, необходимыми для лечебно-санитарного снабжения, для культуры и сбора лекарственных трав». Общество получило право на импортно-экспортные операции на внешних рынках по специальности с отделениями в Берлине, Лондоне, Париже.
Основной капитал ГМТП был определен в 7 млн червонных рублей, разделенных на 7 тыс. акций по 1 тыс. червонных рублей каждая. Учредители получали не менее 4 тыс. акций. Акционерами общества могли стать только госучреждения и предприятия. Как правило, это были региональные аптекоуправления и торговые организации.
В холдинг вошло 5 заводов (данные на 1924/25 г.):...
Нет комментариев
Комментариев: 0