Живенько в пользу ценза

02.08.2011
Актуальность научной темы можно проверить эмпирически: вроде бы вдруг, ни с того ни с сего, начинают на глаза попадаться статьи, передачи и т.д., не только знакомые, но и совершенно незнакомые люди заводят с тобой об этом разговор. Вот так и попались мне рассекреченные документы НКВД по Краснодарскому краю конца 1930-х — начала 1940-х гг. И среди них — материалы о последст­виях введения осенью 1940 г. платы за полное среднее и среднее специальное образование: подрастающее поколение таким образом загоняли в ремесленные училища, предлагая массу социальных преимуществ. Более или менее квалифицированных рабочих рук для строек первых пятилеток, а главное — для предприятий, созданных в эти годы, катастрофически не хватало.

Реформой по Европам

О подобной реформе говорилось и в Германии, и в Британии. В Англии речь вообще шла о поднятии уровня общего образования фармацевтов и унификации фармобразования, до тех пор разнящегося в разных школах.

Затевалась реформа и в Венгрии. Венгерское общество аптекарей предложило увеличить образовательный ценз для получения фармподготовки до аттестата зрелости. При этом ученичество в аптеке должно было составлять два года, а вот обязательный стаж после прохождения университетского курса сокращался до одного.

Реформировалось и швейцарское аптекарство.

Все пристально рассматриваемые в России европейские проекты модернизации фармдела и образования имели существенное отличие от предложенного русскими деятелями фармации. Везде речь шла об ученичестве, а в России надеялись на устройство специализированных фармшкол (ФШ). Впрочем, проект этот так и не стал реальностью — ФШ были открыты уже в результате первых советских реформ. Ученичество же в России отменили лишь летом 1917 г., уже после февральских событий.

Отмершие привилегии

Для получения звания фармацевта в Италии в начале XX в. требовалось иметь дипломы об окончании лицея, о прохождении трехлетнего университетского курса, свидетельство, подтверждающее годовой стаж в аптеке или госпитале и, наконец, о сдаче окончательного экзамена на звание. В Италии существовало два класса фармацевтов: il farmacista (фармацевт) и il dottore di chimica e farmacia (доктор химии и фармации).

Кандидат на звание фармацевта должен был обладать лицейским дипломом со степенью «La licenza liceale», соответствующей французской степени бакалавра или российскому аттестату зрелости. Будущий фармацевт учился три года на особом фармацевтическом отделении университета (scuola di farmacia), осваивая химию, ботанику, фармхимию и токсикологию, ряд медицинских предметов, практически упражняясь в химии и анализе, минералогии и физике. В конце каждого учебного года следовало сдавать экзамен. Годовая практика anno di pratica предшествовала итоговому экзамену по специальности.

Курс для получения докторства составлял пять лет научных занятий (три и два) и один год аптечной практики. В первый период обучения сдавалось два экзамена — в конце 2-го и 3-го курсов соответственно. Окончательные же испытания (докторат), как и у обычных фармацевтов, следовали после практических занятий в аптеке. Докторат предусматривал три экзамена, в т.ч. научное сочинение, впрочем, не слишком серьезное. Степень доктора была только ученой и не да...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.