Долю по осени считают

27.05.2025
13:22
Консолидация розничного сегмента подтверждается данными по продажам двух крупнейших аптечных сетей: каждая из них заняла долю более 10%. Первый квартал 2025 года подтвердил, что борьба за лидерство не закончена, и выводы можно будет сделать лишь после интеграции аптек, которые компании приобрели в конце прошлого и начале 2025 года. Растущая доля рынка отдельных игроков уже создает конкуренцию не только в розничном поле. Аптечные сети готовы соперничать с производителями. Продажи эксклюзивных препаратов и СТМ могут выйти на новый уровень.
Фото: ismagilov/ru.123rf.com

Кто занял первую строчку

Впервые за последние годы две аптечные сети заняли долю рынка свыше 10% каждая, сообщила генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева на 32-м Российском фармацевтическом форуме им. Н.А. Семашко. При этом по итогам I квартала 2025 года нельзя сказать определенно, какая аптечная сеть лидирует. «Я не могу назвать откровенного лидера — аптечную сеть «Ригла» или «Апрель». В январе и феврале «Ригла» была на первом месте, в марте вперед вышел «Апрель». Как ситуация будет развиваться дальше — интрига», — сказала она.

Ермолаева обратила внимание на значительный отрыв первых двух сетей по доле рынка от компании, которая оказалась на третьей строчке. У «Апреля» — 10,4%; у «Риглы» — 10,3%; а у «Планеты здоровья» — 6%, то есть отрыв на четыре процентных пункта. По итогам 2024 года он составлял 2,3 п.п.

По итогам 2024 года впервые общая доля первых двух игроков составила 17%, а в 2025 году она превысила 20%. По словам эксперта, на рынке есть тренд на усиление консолидации.

2-1.jpg (24 KB)

Анна Ермолаева: « В январе и феврале «Ригла» была на первом месте, в марте вперед вышел «Апрель». Как ситуация будет развиваться дальше — интрига»

Кого считает лидером рынок

Пока рано делать выводы, кто возглавит топ аптечных сетей, считает исполнительный директор ААУ «СоюзФарма» Мария Литвинова. «Приобретенные «Риглой» аптечные сети еще не полностью интегрированы в структуру компании. Летом возможен откат в доле рынка у многих игроков, поэтому предварительные оценки можно будет делать лишь осенью», — считает она.

Эксперт называет процесс наращивания доли крупнейшими игроками не консолидацией, а доминированием. «Это не значит, что розница заметно «поредеет». На рынке есть консолидированные деньги — не только собственные средства аптечных сетей, но и производителей, дистрибьюторов. Поэтому крупные сети могут позволить себе сделки. Бизнес приобретается за хорошую плату», — отмечает Литвинова.

В любом рейтинге есть условности, добавляет директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. «По обороту лидер один, по количеству аптек — другой, по темпам развития — третий, а по чистой марже лидировать может компания, которая находится вообще за пределами топа, — поясняет он. — В этом соревновании важно не столько занять условное первое место с отрывом в несколько десятых долей процента, а продемонстрировать контрагентам высокую динамику развития и жизнеспособность бизнес-модели». По мнению Беспалова, и «Ригла», и «Апрель» справляются с этой задачей, получая одинаково выгодные условия от дистрибьюторов.

Этап бурного роста в компаниях закончится и начнется планомерная работа на сформированной инфраструктурной базе: «Только тогда появится смысл говорить о том, кто является номером один. Сейчас гонка в самом разгаре, и тактические преимущества будут то у одной, то у другой компании, — добавляет Беспалов. — В борьбу за первое место могут включиться еще как минимум пять-семь аптечных сетей».

Не считает консолидацию критической и исполнительный директор РААС Александр Опарин. «Впервые скорую консолидацию рынка отраслевые аналитики предрекли в 2006 году. По их расчетам, в 2010 году ограниченная группа сетей должна была полностью взять фармрынок под контроль, — вспоминает он. — Этого, как мы видим, до сих пор не произошло. Рынок развивается по пути консолидации, но финал этого процесса все еще не просматривается».

При этом нужно учитывать, что доля рынка в каждом отдельном регионе может быть разной. Есть аптечные сети с долей 70% рынка в одном субъекте, и это не уничтожило конкуренцию там, добавила директор СРО «Ассоциация независимых аптек», глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. «Второй год мы видим интенсивное развитие двух лидирующих игроков и поглощение ими аптек, — говорит она. — Темпы наращивания «массы» будут снижаться, хотя тренд на монополизацию останется актуальным».

2-2.jpg (24 KB)

Александр Опарин: «Рынок развивается по пути консолидации, но финал этого процесса все еще не просматривается»

Конкуренция с производителями

Сама по себе цифра может не обозначать серьезных перемен, но 10% рынка у каждой из двух аптечных сетей — это значение, порой в разы превышающее доли рынка крупнейших производителей, работающих в России, говорит директор Института развития общественного здравоохранения, председатель правления ГК «Бионика» Юрий Крестинский. 

«Аптечные сети, которые находятся на острие коммуникации с конечными потребителями лекарственных препаратов, в том числе самостоятельно принимающими решение о покупке, становятся значимой силой в разрезе того, что конкретно будет пользоваться спросом в России. Имея долю продаж в 10%, сеть по сути становится квазипроизводителем, когда она может выступать заказчиком, держателем собственных торговых марок, брендов, эксклюзивов и начинает замещать традиционных производителей лекарств», — пояснил он. Эта тенденция способна «перераспределить веса» в отрасли в долгосрочной перспективе, считает эксперт.

Консолидация работает на рост «власти» розницы, согласен директор «Озон Хелскеа Рус» (группа «Озон Фармацевтика») Андрей Горшков. «Происходит не просто увеличение доли лидеров в общей структуре, а именно рост рыночной власти группы игроков, — отметил он. — Не за горами время, когда это может начать нести угрозу российской фармотрасли и потребует существенного изменения регуляторики». Подобные процессы происходили при консолидации продовольственной розницы, добавил Горшков.

Пока же компания не видит смысла определять для себя, какая аптечная сеть первая, а какая — вторая. «Это два крупнейших игрока с долей более 20%, а по количеству аптек — почти 25%, — отметил Горшков. — Мы традиционно уделяем больше внимания именно оценкам на основе количества торговых точек, а не выручки. Для нас каждая аптека — это «портал» к потребителю, а выручка лишь косвенно и с оговорками может добавлять характеристик этому «порталу».

По мнению исполнительного директора ООО «Гротекс» Мамуки Михелашвили, часть номенклатуры на аптечных полках легко переключить при запросе покупателя. Речь идет о МНН-дженериках или номенклатуре, которые по названию брендированы, но по сути не являются брендами, так как отсутствует лояльность потребителя к продукту. «По этим позициям розница, наращивающая рыночное влияние, может переключить внимание потребителя на СТМ за счет цены, программ лояльности или приверженности бренду аптечной сети», — поясняет он. И в данной ситуации некоторые дженериковые производители почувствуют на себе конкуренцию со стороны аптечных сетей. 

Для снижения рисков производителя необходимо растить сильные бренды, а не просто вкладывать деньги в бэк-маржу, отмечает эксперт. 

«Главный вопрос — создание спроса на препараты со стороны производителей. Если компания работает в этом направлении, то с ростом влияния аптечных сетей у нее появляются не только риски, но и новые возможности по коллаборациям в качестве контрактного производителя СТМ-продукции. Также рост географического покрытия сетями позволит более системно выводить новинки на рынок и ускорит рост индекса дистрибуции, необходимый для лончей», — резюмирует Михелашвили.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.