Эксперт обозначила ключевые тренды электронной коммерции в фарме

Почему конкуренция в сегменте продолжит усиливаться
Фармацевтический e-Commerce активно развивается: крупные маркетплейсы расширяют свое присутствие в этом сегменте, традиционные аптечные сети усиливают свои онлайн-направления, не отстают и аптечные маркетплейсы. Число игроков рынка растет, равно как и конкуренция между ними. В борьбе за клиентов активно используются скидки, кешбэк, бонусные баллы и другие инструменты для привлечения и удержания потребителей.
При этом конкуренция растет не только в центральной части страны, но и на периферии: это связано с экспансией маркетплейсов, охватившей жителей даже небольших населенных пунктов. И в ближайшие годы она будет только усиливаться на фоне расширения рынка, технологического прогресса и борьбы крупных компаний за лидерство. Те, кто не сможет предложить клиентам лучшие цены, сервис и удобство, рискуют уступить конкурентам, которые обладают большей гибкостью и технологичностью.
Уникальные преимущества аптек
В конкуренции с маркетплейсами, которые доминируют в сегменте, аптекам важно ставить на свои уникальные преимущества. К их числу можно отнести глубокую экспертизу, гарантии качества, более широкий ассортимент, включающий редкие лекарственные средства, возможности поиска рецептурных препаратов и онлайн-консультаций с фармацевтами, программы лояльности, гибкое ценообразование и партнерство со страховыми компаниями.
Дополнительные плюсы, которые также стоит развивать, — это опция быстрой доставки, подписка и автозаказы. Помимо этого доверие покупателей укрепляет и контент-маркетинг: интересные и содержательные статьи, разборы составов продуктов, ролики от фармацевтов.
Как привлекать и удерживать онлайн-покупателей в фарме
Успех в e-Commerce напрямую зависит от умения анализировать данные и адаптироваться под поведение потребителей. Лучшие результаты демонстрирует сочетание агрессивного продвижения через рекламу и мягкого удержания с помощью персонализированных предложений, программ лояльности и сервиса.
К другим работающим инструментам можно отнести:
- нативный маркетинг;
- таргетированную рекламу;
- SEO и контент-маркетинг;
- партнерские программы и кешбэк-сервисы;
- промокоды, пробники и другие стимулирующие механики.
Также на привлечение и удержание клиентов напрямую влияют удобство и безопасность покупки, обеспечивать которые можно с помощью:
- простоты оформления заказа;
- прозрачных условий возврата;
- реальных отзывов и рейтингов;
- интеграции популярных безопасных платежных систем.
При этом даже хорошо отлаженный процесс требует постоянного улучшения: тестирования гипотез, сбора обратной связи и оптимизации интерфейса.
Эффективное продвижение при ограниченном бюджете
Маленький бюджет подразумевает фокусирование на высокоэффективных и низкозатратных методах продвижения.
Для рационального распределения средств необходимо проанализировать результаты используемых каналов и инструментов — соцсетей, контент-маркетинга, кешбэк-сервисов, партнерских программ, реферальных систем, контекстной и таргетированной рекламы.
Отказ от неэффективных инструментов и масштабирование рабочих решений поможет добиться лучших результатов. Ключевое условие — регулярные мониторинг, аналитика и оптимизация, которые необходимы для успешной адаптации к изменениям на рынке.
Как автоматизация и ИИ помогают увеличивать онлайн-продажи
На выбор технологических решений влияют масштабы бизнеса и специфика ниши. При этом наибольшей популярностью пользуются:
- CRM-системы;
- виртуальные ассистенты и чат-боты;
- инструменты автоматизации рекламы;
- аналитические платформы и инструменты прогнозирования;
- системы управления складом и логистикой;
- голосовые помощники и ИИ-консультанты.
Отдельно стоит остановиться на искусственном интеллекте — одной из ключевых технологий, которые применяются, чтобы оптимизировать рутинные процессы, повысить скорость обработки заказов и конверсию, а также улучшить пользовательский опыт.
Вот успешные примеры его использования игроками фармацевтического рынка:
- увеличение среднего чека и повышение конверсии на 15—30% с помощью персонализации рекомендаций за счет перекрестных продаж;
- отказ от кол-центров и ускорение обработки запросов с помощью чат-ботов и виртуальных ассистентов;
- распознавание рецептов, упаковок и поиск аналогов с помощью компьютерного зрения;
- эффективное управление маржинальностью посредством динамического ценообразования;
- эффективное управление запасами на основе анализа данных и прогнозирования дефицита и сезонности.
Компании, которые инвестируют в эти решения, получают конкурентное преимущество в условиях жесткой борьбы за клиентов.
Правовые аспекты e-Commerce в фармацевтике
Фармотрасль строго регулируется, и нарушение норм в этой области чревато большими штрафами и даже полной приостановкой деятельности. Чтобы соответствовать основным требованиям, игрокам необходимо:
- иметь действующую лицензию на фармацевтическую деятельность;
- соблюдать все требования по размещению на сайте обязательной информации о препаратах;
- соблюдать запрет на рекламу рецептурных лекарств.
Сейчас ведется дискуссия о возможности продавать рецептурные препараты через интернет покупателям с усиленной идентификацией (например, посредством Госуслуг). Параллельно прорабатывается развитие перехода на цифровые рецепты. Подвижки в этой области способны заметно упростить контроль и расширить возможности фармкомпаний в e-Commerce.
Логистика онлайн-заказов
Доставка медикаментов в России регулируется так же строго, как и их реклама. В частности, от компаний требуется:
- наличие лицензии согласно ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств»;
- соблюдение правил раздельного хранения;
- автоматизация учета сроков годности и регистрации партий;
- интеграция ИТ-решений для оптимизации логистики.
Для транспортировки термолабильных препаратов нужны специальные условия — их обеспечивают с помощью рефрижераторного транспорта, термоконтейнеров или термосумок.