Экспертное мнение: для терапии вирусных инфекций и снижения эпидемиологической опасности

15.11.2022
10:06
Задачи борьбы с вирусными угрозами рассматривались на Международном форуме «Дни вирусологии 2022» 3—5 октября 2022 в Санкт-Петербурге. Научная программа охватывала результаты эпидемиологических и клинических исследований, практические аспекты и перспективы профилактики, диагностики, лечения гриппа, других вирусных респираторных заболеваний, а также вопросы надзора за их возбудителями.

На взгляд вирусолога

По данным ВОЗ, на долю ОРВИ, включая грипп, приходится около 90—95% случаев всех инфекционных заболеваний в мире. Для экспертов от здравоохранения эти проценты приобретают более конкретные формы — миллиарды больных (в 2017 г. в мире зарегистрировано 19 млрд случаев), а для врачей и сотрудников аптек и вовсе человеческие — заболеваемость гриппом и ОРВИ достигает 41,6 случая на 100 человек1.

Ученые и врачи обсуждали эпидемиологические аспекты ОРВИ и использование методов математического моделирования и искусственного интеллекта для прогнозирования заболеваемости; скрупулезно рассматривали современных возбудителей респираторных заболеваний, их невероятные способности изменять себя и широко распространяться разнообразными штаммами; появление совершенно новых вирусов (в т.ч. SARS-CoV-2) и поведение традиционных инфекционных агентов в изменившихся эпидусловиях. Спикеры рассказывали о создании противовирусных препаратов, разработке универсальных, совершенствовании традиционных вакцин и о перспективах расширения Национального календаря профилактических прививок.

Надо отметить, что основная направленность мероприятия была сугубо практической: пути оптимизации профилактики, терапии ОРВИ, включая грипп, COVID-19, и способы реабилитации иммунной системы человека после вирусных инфекций.

В первый же день форума на первом секционном заседании речь шла о современных подходах к терапии гриппа и ОРВИ. В своем докладе проф. Дмитрий Лиознов рассказал о новых клинических рекомендациях Минздрава России, задачах, которые стоят перед врачом, ведущим такого пациента, о терапевтических подходах к этим заболеваниям и назначениях при них.

Основные задачи терапии гриппа и ОРВИ:2

  • элиминация вируса;
  • предотвращение осложнений;
  • снижение степени тяжести заболевания;
  • уменьшение выраженности и продолжительности отдельных симптомов;
  • сокращение продолжительности заболевания.

Подходы к терапии ОРВИ в 2022 году:2

  • препараты с противовирусным действием;
  • местнодействующие средства для орошений носа и горла;
  • патогенетическая терапия — при необходимости: противовоспалительная, иммуномодулирующая и др.;
  • симптоматическая терапия.

Спикер обратил внимание участников форума и на лекарственные препараты, предназначенные непосредственно для борьбы с вирусами, на средства этитропной терапии. Одно из них — оригинальный отечественный «Триазавирин®» (риамиловир).

Именно этот противовирусный препарат с прямым действием сегодня рекомендован Министерством здравоохранения России и медицинскими экспертами. Он вошел в Федеральные клинические рекомендации по лечению гриппа у взрослых (один из 4 препаратов);3 по лечению ОРВИ у взрослых (один из 3, с самым высоким уровнем достоверности доказательств);4 в различные методические рекомендации, опубликованные научным сообществом;5 региональные клинические протоколы и методические рекомендации по лечению больных новой коронавирусной инфекцией COVID-196,7.

Дмитрий Лиознов, директор НИИ гриппа им. А.А. Смородинцева, зав. кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии Первого Санкт-Петербургского ГМУ им. И.П. Павлова, главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава РФ в СЗФО, докт.мед.наук, проф.: «Основной клинический подход, главный принцип этиотропной терапии — начинать лечение как можно раньше. Доказано, что противовирусные препараты наиболее эффективны в первые 48 часов. Мы назначаем препараты амбулаторным больным для быстрейшего снижения вирусной нагрузки (т.е. лечим) — с одной стороны, а с другой — добиваемся скорейшей элиминации возбудителей, тем самым снижаем эпидемиологическую опасность2».

На взгляд терапевта

В спектр интересов терапевтов входят практически все медицинские области, занимающиеся внутренними болезнями. И ежегодный Национальный конгресс терапевтов (12—14 октября, Москва) тому яркое подтверждение. На нынешнем, 17-м, форуме работало более 150 образовательных секций, симпозиумов, клинических разборов, образовательных школ для врачей и т. д. Свыше 8 тыс. терапевтов, врачей общей практики, гастроэнтерологов, пульмонологов, кардиологов, инфекционистов, клинических фармакологов и других специалистов (из 85 регионов России и 25 стран) обсуждали более 500 лекций и презентаций, представленных их коллегами по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых нозологий.

Тема постковидного синдрома как нового состояния со множеством коморбидных приоритетов в научной программе мероприятия занимала значительное место. Но и вопросы профилактики, лечения коронавирусной инфекции и других респираторных вирусных инфекций вызывали у участников конгресса не менее живой интерес.

В рамках последнего симпозиума «Заболевания органов дыхания, ОРВИ и аллергия: вопросы эффективной профилактики и рациональной терапии» Татьяна Руженцова представила доклад «Принципы подбора оптимальной схемы терапии ОРВИ в условиях пандемии»,8 в котором акцент был сделан на этиотропной терапии и клиническом опыте применения препарата «Триазавирин®».

Эксперты рекомендуют «Триазавирин®», потому что этот препарат:2,8

  • обладает прямым противовирусным действием, останавливая размножение вируса в организме; не является иммуномодулятором или симптоматическим средством;
  • оказывает активное действие против РНК-вирусов, включая грипп, ОРВИ, COVID-19;
  • эффективен на любой стадии болезни;
  • имеет хороший профиль безопасности и может применяться у пациентов с коморбидностью;
  • входит в клинические рекомендации Минздрава России «Грипп у взрослых» и «ОРВИ у взрослых» как препарат этиотропной терапии.

Действующее вещество препарата «Триазавирин®» — риамиловир — синтетический аналог оснований пуриновых нуклеозидов (гуанина) с выраженным противовирусным действием. Его основной механизм — ингибирование синтеза вирусных РНК и репликация геномных фрагментов. То есть он тормозит жизненный цикл вирусов, останавливает их размножение в организме, устраняя причину болезни, без воздействия на иммунитет. И, надо отметить, он активен в отношении многих PНK-содержащих вирусов9.

И, как отмечено экспертами, «Триазавирин®» из всех противовирусных этиотропных препаратов имеет самый высокий уровень достоверности доказательств4. Уже на этапе доклинических исследований, как in vitro в культуре клеток, так и in vivo, на модели лабораторных животных он демонстрировал высокую активность в отношении возбудителей гриппа (включая птичий и свиной) при отсутствии аллергизирующего, иммунотоксического действия и негативного влияния на репродуктивную функцию. Это позволило отнести препарат к V классу — «практически нетоксичных» — лекарственных средств (по классификации Hodge) 10.

В 3-й фазе многоцентровых клинических исследований эффективность «Триазавирина®» сравнивалась с препаратом «Тамифлю» (осельтамивир, международный «золотой стандарт для лечения гриппа»). Было установлено, что по целому ряду показателей эффективности (сокращение длительности заболевания, снижение уровня вирусов гриппа, частота развития осложнений, длительность применения симптоматической терапии) «Триазавирин®» статистически значимо превосходил эффективность «золотого стандарта».11

Проведенный в 2021 году метаанализ рандомизированных многоцентровых клинических исследований по оценке эффективности препарата «Триазавирин®» в этиотропной терапии гриппа (n = 471)12 подтвердил, что его применение статистически достоверно влияет на выраженность симптомов у пациентов с гриппом. Назначение лекарственного средства эффективно как на начальных, так и на поздних стадиях заболевания, поэтому может рассматриваться как универсальный лекарственный препарат для лечения гриппа.

Метаанализ рандомизированных многоцентровых клинических исследований по оценке эффективности препарата в этиотропной терапии ОРВИ (n = 435) также показал достоверную связь между применением «Триазавирина®» и наступлением стойкого исчезновения симптомов на 5-е сутки терапии, что позволило исследователям рекомендовать его для стартовой терапии взрослых с респираторными заболеваниями вирусной этиологии.13

Для полноты картины надо добавить, что препарат прошел исследования у пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19 средней степени тяжести (к 6—7-му дню лечения улучшение общего состояния отмечено у 57 ± 4,95% пациентов).14

Его испытывали и как профилактическое средство от новой коронавирусной инфекции (при приеме «Триазавирина®» по 1 капсуле/1 раз в день в течение 20 дней установлена высокая эффективность — на уровне 97,35%)15, и даже в клинической практике врачей из Китая (в 10 крупных больницах провинции Хэйлунцзян, г. Харбин процент пациентов с клиническим улучшением в группе «Триазавирина®» был почти в 2 раза выше, чем в группе плацебо, а среднее время до клинического улучшения было на 5 дней короче)16.

Татьяна Руженцова, зам. директора Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского, докт.мед.наук: «С наступлением эпидсезона мы примерно представляем, какие варианты возбудителей циркулируют, стараемся учесть их возможные сочетания… Однако при таком разнообразии вирусов гриппа, ОРВИ, штамов коронавируса Sars-Cov-2 это не всегда реально. Поэтому мы рекомендуем выбирать лекарственный препарат широкого спектра действия. Из всех известных противовирусных препаратов сегодня на одно из первых мест выходит «Триазавирин®» — как по доказанному спектру действия, так и по безопасности».8

Эпидсобытия последних лет показывают: сегодня чрезвычайно важно искать быстрые пути внедрения научных достижений вирусологов в клиническую практику. Прошедшие форумы, ставшие площадкой для обмена разработками и опытом между экспертами и клиницистами, позволяют сделать первые шаги в решении этой непростой задачи.

1. Мартынов А.И., Малявин А.Г., Журавлева М.В. и др. Консенсус экспертного совета РНМОТ «Улучшение результатов лечения инфекций дыхательных путей». Профилактическая медицина. 22 (4), 2019, с. 144-151. https://doi.org/10.17116/profmed201922041144.
2. Лиознов Д.А. Терапия гриппа и ОРВИ. Новые клинические рекомендации. III Международный форум «Дни вирусологии 2022». Текст доклада в распоряжении редакции.
3. Клинические рекомендации «Грипп у взрослых». https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/604_1?ysclid=l9h69yrxzu824939615.
4. Клинические рекомендации «Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)» https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/724_1?ysclid=l9h6fjjq2w632509849.
5. Временные методические рекомендации «Лекарственная терапия ОРВИ в амбулаторной практике в период эпидемий COVID-19. https://static-0.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/050/033/original/RESP_REC_Vpdf.
6. Методические рекомендации Стандарт диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции(Covid19)у военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации https://triazavirin.ru/docs/GVMU_Standart_COVID19_08_10_2021.pdf.
7. Временные методические рекомендации «О применении препарата Триазавирин для лечения и постэкспозиционной профилактики новой коронавирусной инфекции — COVID-19», утвержденные ученым советом ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России. https://triazavirin.ru/novosti/triazavirin_rekomendovan_dlya_profilaktiki_i_lecheniya_covid-19.
8. Руженцова Т.А. Принципы подбора оптимальной схемы терапии ОРВИ в условиях пандемии. 17 Национальный конгресс терапевтов. Текст доклада в распоряжении редакции.
9. https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx?s=%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD&m=tn.
10. Логинова С.Я., Борисевич С.В., Русинов В.Л., Уломский У.Н. и др. Оценка токсичности нового отечественного противогриппозного химиопрепарата триазавирин. Антибиотики и химиотерапия. 57 (11-12), 2012, с. 8-10.
11. Сологуб Т.В., Токин И.И., Мидикари А.С., Цветков В.В. Сравнительная эффективность и безопасность применения противовирусных препаратов в терапии больных гриппом. Инфекционные болезни. 15 (3), 2017, с. 40-47. DOI: 10.20953/1729-9225-2017-3-40-47.
12. Сабитов А.У., Ковтун О.П., Бацкалевич Н.А., Львов Н.И. и др. Метаанализ рандомизированных клинических исследований эффективности препарата Риамиловир в этиотропной терапии гриппа. Антибиотики и химиотерапия. 66, 5-6, 2021, с. 58-71.
13. Сабитов А.У., Ковтун О.П., Бацкалевич Н.А., Мальцев О.В., Жданов К.В., Эсауленко Е.В. и др. Метаанализ рандомизированных контролируемых клинических исследований эффективности препарата Риамиловир в этиотропной терапии острой респираторной вирусной инфекции. Антибиотики и химиотерапия. 66, 5-6, 2021, с. 48-57.
14. Сабитов А.У., Белоусов В.В., Един А.С., Олейниченко Е.В. и др. Практический опыт применения препарата Риамиловир в лечении пациентов с COVID-19 средней степени тяжести. Антибиотики и Химиотерапия. 65 (7-8), 2020, с. 27-30.
15. Сабитов А.У., Сорокин П.В., Дашутина С.Ю. Опыт профилактического применения препарата Риамиловир в очагах новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Терапевтический архив. Т.93, № 4, 2021, с. 435-439.
16. Xiaoke Wu, etc. Efficacy and Safety of Triazavirin therapy for Coronavirus disease 2019: a pilot randomized controlled trial. 2020, 09.

Материал партнера: «Завод Медсинтез»

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.