Концептуальность GMP

19.11.2018
00:00

Основополагающая идея правил GMP: ЛС – это особый вид продукции

Невозможно проверить каждую ее единицу неразрушающими методами контроля, проверяется лишь выборка из серии, по которой и судится обо всей серии. Но лекарства – это продукт высочайшей ответственности и в его качестве потребитель должен быть абсолютно уверен. Сегодня эту уверенность гарантирует GMP. Залогом достоверности эффективности и безопасности ЛС  становится обеспечение организации и технологии производства по стандартам надлежащей производственной практики, когда продукт всегда производится одинаково и с одинаковыми свойствами, то есть любой образец из партии на 100% повторяет свойства всей серии. Это главная  цель внедрения GMP – стандартов, предусматривающих создание системы управления качеством, внедрение сплошного документирования (любое действие выполняется только в соответствии с письменной инструкцией), специальную подготовку персонала, соответствие определенным нормам оборудования, помещения и технологических процессов. GMP для фармацевтических предприятий определяет параметры каждого производственного этапа – от материала пола в цеху и числа микроорганизмов на кубометр воздуха до одежды сотрудников и маркировки, наносимой на упаковку продукции.

За прошедшие полвека правила GMP апробированы практикой ряда экономически развитых стран. Ставшие базовым отраслевым стандартом обеспечения качества выпускаемой продукции, они продолжают развиваться и охватывать все более широкий спектр медицинской промышленности. Для европейского и производителя США работать в соответствии с этим стандартом – норма, для ряда российских компаний – пока еще стремление к ней. 

Цели GMP – обеспечение:

  • высокого уровня качества продукции;
  • гарантированного соответствия формулы произведенного медицинского препарата заявленной;
  • отсутствия в препарате посторонних примесей;
  • наличия соответствующей маркировки;
  • соответствующей упаковки;
  • сохранения свойств ЛС на протяжении срока годности. 

Юридическую и содержательную базу правил GМР составляют официальные руководства. Они также служат важным справочным материалом при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий отрасли и применяются как основные требования при лицензировании и инспектировании этих предприятий. Среди них: правила Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1992 г. (с последующими дополнениями); правила Европейского союза (ЕС) 1989 – 93 гг. (с последующими дополнениями и изменениями); правила Конвенции по фармацевтической инспекции (РIС) 1991 г. (с последующими дополнениями); требования Администрации по пищевым и лекарственным продуктам США (FDА) 1978 г.(с последующими дополнениями и изменениями), российские «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GМР)», ОСТ 42-510-98 (с последующими дополнениями) и др.

Основополагающий принцип GMP заключается в том, что производитель ЛС должен создать и внедрить эффективную систему обеспечения качества, включая активное участие дирекции и всего персонала. Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством. Стандарт GMP предназначен для построения этих самых систем на предприятиях. 

Важнейшие элементы концепции GMP:

  • соответствие всей технологической и контрольной документации на производстве содержанию регистрационного досье на соответствующий препарат;
  • жесткий контроль за соблюдением правил, предполагающий не только декларированное, но и фактическое применение санкций к предприятиям-нарушителям. 

Принципы и основные требования GMP:

  • Постоянное совершенствование системы качества – исследование всех исходных компонентов, проверка соблюдения технологии изготовления ЛС, оценка качества и содержания упаковки, этикеток и записей в производственном журнале. Жесткий надзор за соблюдением правил, предполагающий не только декларирование, но и фактическое применение санкций к нарушителям.
  • Персонал. Штат предприятия должен быть укомплектован квалифицированными сотрудниками (соответствующее образование, навык и опыт работы). Строгое соблюдение правил личной гигиены и специального дресс-кода (стерильная одежда, защитные шапочки, маски, резиновые перчатки), прохождение врачебного осмотра и пр.
  • Помещения, оборудование и инженерные системы – необходимо проектировать, конструировать, располагать, оснащать, приспосабливать, а также содержать и обслуживать так, чтобы они соответствовали своему назначению и были пригодны для предусмотренных работ и эффективной уборки. Строгий контроль над температурой, влажностью, давлением воздуха, постоянная микробиологическая и химическая очистка комнат и оборудования. Поверхности оборудования не должны реагировать с ЛС, воздействовать на его силу, качество или чистоту.
  • Документация – системность и простота. Должна регламентировать все аспекты производства и контроля качества лекарственных препаратов.
  • Производственные процессы – управляемость. Должны осуществляться по технологическим регламентам с учетом принципов и правил GMP. Необходимые условия – производственный контроль и валидация (экспертная оценка и представление документально оформляемых объективных доказательств в соответствии с принципами GMP).
  • Контроль качества – надежность и достоверность. Включает работы, связанные с отбором проб, с нормативной документацией (спецификациями) и испытаниями; а также с методиками организации этих работ, их документированием и выдачей в установленном порядке разрешений, которые гарантируют, что все необходимые соответствующие испытания действительно проведены. Основное требование к контролю качества – его независимость от производства.
  • Взаимодействие с партнерами (управление аутсорсинговыми работами) – наличие письменного контракта (договора), заключенного в установленном порядке между юридическими лицами. При анализе контракта все условия производства и испытаний должны быть четко и всесторонне определены, согласованы и проконтролированы во избежание недоразумений и несоответствий. В контракте необходимо четко определить порядок выдачи уполномоченным лицом разрешения на реализацию каждой серии, продукции или сертификата качества.
  • Реакция на жалобы и эффективный отзыв продукции – информация о несоответствии качества должна тщательно проверяться в соответствии со стандартной рабочей методикой. Необходима организация системы, позволяющей при необходимости быстро и эффективно отзывать продукт.
  • Самоинспекция – постоянная самооценка деятельности и аудит качества, назначение которых всесторонний надзор за выполнением правил GMP 

GMP стандарт обеспечивает:

  • использование в производстве качественного сырья;
  • производственный процесс, при котором продукт сохраняет свои качественные свойства;
  • контроль качества во время выпуска продукта и в конце его срока годности. 

И в заключение  еще один момент, на который всегда обращают внимание специалисты: GMP – не искусственный технический барьер, а составная часть государственной системы обращения ЛС, обеспечивающая вопросы безопасности. Очень важно, чтобы к GMP были готовы, ощущали его необходимость и собственники, и сотрудники компании. Они должны понимать особенности ЛС как товара, его значение для потребителей и осознанно следовать правилам и требованиям к основным этапам разработки, испытания, регистрации, производства, реализации и применения.

Литература

  1. Астафьева Л.И. Внедрение Правил GMP. Технология чистоты. 2012. №2, с. 13-14.
  2. Иммел Б. Краткая история создания правил GMP в фармацевтической промышленности. Фармацевтическая промышленность. 2012. №3, с. 30-33.
  3. Пшеничникова А.Б., Брагина Н.А. Основы системы обеспечения качества производства лекарственных средств в соответствии c GMР / учебное пособие. М., ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет», 2017.
  4. Федотов А.Е. Основы GMP: производство лекарственных средств. М.: АСИНКОМ. 2012, 583 c.
  5. Чистые помещения. Под ред. А.Е. Федотова. Второе издание, переработанное и дополненное. М., АСИНКОМ. 2013, 576 с.
  6. http://www.eurasiancommission.org/ru
  7. https://www.gmpplus.org/en
  8. http://www.consultant.ru/document/cons
  9. https://gmpnews.ru/2011/07/pervyj-princip-gmp-postoyannoe-sovershenstvovanie-sistemy-kachestva/

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.