Спрос на ДМС поддерживает дефицит кадров

22.04.2025
13:05
2024 год отметился для страховщиков серьезным ростом премий и договоров. По словам экспертов, востребованность ДМС продолжает набирать обороты на фоне конкурентной борьбы за работников. При этом сегодня не очень просто предложить ДМС, важно сделать персональное предложение с различными дополнительными функциями. Это толкает страховщиков и клиники повышать качество услуг, в том числе при помощи ИИ.
Фото: ru.123rf.com

По итогам 2024 года, рынок ДМС значительно вырос, показал опрос страховых брокеров. По данным исследования брокера Remind, 80% страховых компаний зафиксировали рост количества договоров ДМС как в целом, так и по новому бизнесу. Это говорит о том, что спрос на эту льготу среди сотрудников, а, следовательно, и работодателей остается высоким, отмечают там. По данным Mains, сборы по корпоративному ДМС составили 235,4 млрд руб., на 14,7% больше результата 2023 года. В портфеле АСТ сборы по ДМС выросли на 35%. «Нобилис» зафиксировал увеличение рынка ДМС на 29,5%.

Страховые компании подтверждают рост. По отраслевым данным, рынок корпоративного ДМС в России показал рост на 15%, отмечает начальник Управления продуктов медицинского страхования «РЕСО-Гарантии» Марина Черноморова. Доля «СОГАЗа» в сегменте ДМС устойчиво растет, рассказывают в компании.

Наметилась тенденция интереса к ДМС предприятий, которые ранее не страховались по ДМС, отмечает директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахования» Александр Лапунов. «Наш портфель заметнее, чем раньше, стал прирастать компаниями среднего и малого бизнеса. Наполнение программ у них стандартное, также интересуются программами на случай онкологии и критических заболеваний и превентивной медициной», — рассказывает страховщик.

По словам Марины Черноморовой, рост связан в первую очередь с индексацией тарифов на фоне увеличения стоимости медицинских услуг, а также рост интереса бизнеса к благополучию сотрудников, включая ментальное здоровье, телемедицину, чек-апы и профилактику. Повышение конкуренции за персонал, особенно в сферах IТ, промышленности и строительства и увеличение конкуренции на рынке труда за квалифицированные кадры через улучшение социального пакета для юридических лиц также значительно повлияли на динамику рынка ДМС, добавляет она.

Вместе с тем корпоративный ДМС остается одним из ключевых сегментов страхового рынка. «ДМС стабильно входит в тройку лидеров по объему собранных страховых премий среди видов личного страхования. Хотя расходы по медицинским услугам высокие, грамотное андеррайтинг и партнерство с медицинскими организациями позволяют страховщикам держать убыточность на приемлемом уровне. Это делает ДМС финансово устойчивым направлением в портфеле страховщика. Конечно, ДМС остается драйвером кросс-продаж», — поясняет заместитель гендиректора в личных видах страхования страхового консультанта АСТ Екатерина Львова. Наличие у клиента полиса ДМС часто становится точкой входа для продажи других страховых продуктов, включая программы ОНКО, страхование жизни и от несчастных случаев, а также имущественные виды страхования, уточняет эксперт.

Для компаний ДМС это управляемый и предсказуемый инструмент корпоративной заботы о сотрудниках, поскольку он финансово эффективнее, чем попытки компенсировать медицинские расходы сотрудникам напрямую, считает Екатерина Львова. «В условиях конкуренции за кадры мы это видим даже в страховании линейного персонала с теми компаниями, которые в принципе ранее даже не рассматривали ДМС, как какой-то элемент своей социальной политики, то есть по сути ДМС стало стандартом рынка», — добавляют эксперты «Нобилиса».

Из недавнего опроса эйчаров, который провели аналитический центр АСТ и Colman Group следует, что именно страхование персонала является ключевым инструментом нематериальной мотивации сотрудников (86% респондентов-HR), следом идут гибкий график (67%) и корпоративное обучение (60%). Этот вид страхования, безусловно, важен бизнесу в текущей ситуации, когда общий кадровый дефицит мотивирует работодателей вкладывать больше ресурсов в сотрудников, подтверждают в «СОГАЗе».

Жесткие тарифы

Для многих страховых компаний 2024 год запомнился изменением тарифной политики. Из исследования Remind следует, что под растущим давлением медицинской инфляции 60% страховщиков ужесточили тарифную политику для новых клиентов — показало исследование брокера Remind. Ужесточение тарифной политики могло выражаться в «заградительных» тарифах, пересмотре тарификации по ЛПУ с ростом прейскуранта более 10%, внедрении дополнительных проверок по оценке рисков. Компании с благополучным страховым опытом могут рассчитывать на более выгодные условия, но это также означает, что «перестраховать» высокорисковую группу сотрудников становится сложнее или дороже, указывает Екатерина Львова.

Один из основных факторов, влияющих на цену в корпоративном ДМС, — это стоимость медицинских услуг. В 2024 году она выросла в среднем на 8% год к году, в 2023-м — на 6%, но нужно понимать, что цены на разные услуги растут неравномерно: на одни услуги цены остались на прежнем уровне, а на другие выросли на 30% и более, вплоть до 50%, поясняет совладелец страхового брокера Mains Павел Озеров. По его словам, это зависит не только от себестоимости каждой услуги, но и от конкретного медучреждения.

Кроме того, по данным аналитического центра АСТ, выросло количество компаний, предлагающих ДМС с частичной оплатой за счет сотрудника — 72% страховщиков подтвердили рост таких клиентов против 62% в 2023 году, 33% страховщиков отметили, что количество таких клиентов выросло на 10%. По словам Екатерины Львовой, франшиза повышает осознанность использования ДМС. «Страховщики пристально следят за убыточностью каждой программы. В случае превышения допустимого уровня (обычно 80—85%) — тариф на следующий год обычно увеличивается. Компании вынуждены активно управлять страховым опытом — проводить обучение сотрудников, вести разъяснительную работу, выбирать адекватные пакеты. Кстати, эту работу сейчас активно проводят страховые брокеры и консультанты», — поясняет она.

Требовательные клиенты

На фоне роста цен и усиления конкуренции за кадры HR становятся более избирательными в выборе программ ДМС. По результатам исследований Mains, 55% респондентов считают важной проактивную работу компании со здоровьем сотрудников. Они более тщательно подходят к выбору страховой компании, обращают внимание на все условия договора, чаще обращаются к страховым брокерам, чтобы подобрать необходимое именно им покрытие и избежать возможных рисков. Со стороны HR все чаще появляются запросы на персонализацию пакета льгот для сотрудников — компаниям приходится учитывать потребности разных поколений и социальных групп, а это трансформируется в новые продукты и сервисы в ДМС, уточняют Remind.

По словам Павла Озерова, сейчас недостаточно просто предложить ДМС, компаниям нужны полноценные платформы управления здоровьем коллективом, которые могут сокращать бюджет за счет персонифицированных решений для сотрудников, снижать нагрузку на сотрудников HR за счет цифровой трансформации, а самое главное — не быть зависимыми от одной страховой.

В связи с этим меняется наполнение ДМС. По данным исследования Remind, 13% компаний улучшили объем помощи по ДМС. Если раньше страхователи были готовы приобретать стандартные пакеты, не особенно задумываясь об их наполнении и о том, насколько это наполнение отвечает потребностям их сотрудников, то сейчас они подходят к наполнению пакета более осознанно, подтверждает Павел Озеров. «Помимо таких традиционных опций, как профилактические сервисы и улучшение уровня клиник, в список расширений вошли также программы лечения онкологии и критических заболеваний», — комментирует заместитель гендиректора брокера Remind Светлана Певнева.

По словам брокеров, клиники следуют за растущими запросами клиентов ДМС. «Например, коллеги из «Медси», говорят о том, что у них меняется концепция обслуживания застрахованных и вообще медицинских клиентов, которые к ним приходят, они переходят на рельсы максимальной персонификации приема, то есть врач будет иметь возможность с использованием ИИ изучить карту больного. ИИ будет подсвечивать какие-то хайлайты. Как все это будет в реальности работать, покажет время», — делятся эксперты «Нобилиса».

Грядущие улучшения

В 2025 году ожидается продолжение устойчивого роста корпоративного ДМС по сравнению с 2024 годом. Согласно исследованию Remind, страховщики дают позитивный прогноз по объему рынка ДМС на 2025 год — 70% страховых компаний ожидают рост премий. Оставшиеся 30% страховщиков прогнозируют либо сохранение объемов рынка, либо рост в пределах инфляции. На динамику оказывает влияние повышение ценовой и территориальной доступности программ ДМС за счет развития цифровых сервисов, считают в «СОГАЗе»‎. Во-вторых, работодатели отмечают повышение среднего возраста персонала, что побуждает их уделять вопросам здоровья и благополучия своих сотрудников более пристальное внимание, отмечает страховщик.

«Мы прогнозируем увеличение спроса на дополнительные услуги в рамках уже имеющихся программ. Конкуренция между работодателями будет не в плоскости «нет ДМС/есть ДМС», а в плоскости — «хороший ДМС/отличный ДМС»‎, — добавляет Екатерина Львова. По ее словам, ДМС 2.0 — это и профилактические медосмотры, и скрининги, и генетические тесты. Некоторые компании включают программы раннего выявления онкологии или сердечно-сосудистых рисков, растет популярность lifestyle-медицины: консультации по питанию, сну, нагрузкам, снижению веса, уточняет эксперт.

Кроме того, старение населения будет стимулировать развитие сервисов, направленных на сохранение и укрепление здоровья на всех этапах жизненного цикла, увеличение трудоспособного возраста. Из исследования Remind следует, что в планах страховщиков разработка отдельных продуктов и сервисов для «серебряного возраста».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.