Владимир Крейман: «Настало время взяться за дело решительно»
Производство без паники
— В середине марта сообщалось, что в Москве из продажи исчезали некоторые востребованные лекарства, а в аптеках наблюдались огромные очереди. Как обстановка в Курске?
— Никаких «тяжелейших реалий», о которых многие говорят, пока не вижу. Вы сами можете убедиться. Обратили внимание на заводскую парковку? Около 3 тыс. м2 — автостоянки, а машину поставить некуда, все занято. Завод работает, работают и логистические операторы. Лекарства производятся, сотрудники обеспечены работой и зарплатой. Что касается посетителей аптек, то волноваться и закупать препараты людям без тяжелых заболеваний, на мой взгляд, не стоит. «Арбидол», конечно, можно принимать профилактически, но держать в домашней аптечке несколько упаковок обезболивающих препаратов, закупленных впрок, смысла нет — срок годности закончится и препараты придется утилизировать. Возможно, в Москве ажиотаж, но в Курске в аптеках лекарства не сметают.
— Это «курская аномалия» или «успокоительный эффект» наличия в городе завода «Фармстандарт-Лексредства»?
— Пожалуй, второе. ОАО «Фармстандарт-Лексредства» входит в пятерку крупнейших производителей медикаментов в России, является активным участником государственной программы импортозамещения продукции. Наш завод — если не градообразующее предприятие, то перспективный работодатель и один из крупнейших поставщиков налоговых отчислений в Курской области. Сегодня завод выпускает около 450 SKU, еще 50 находятся в разработке и скоро пополнят его линейку. По итогам 2021 года было произведено 500 млн упаковок. Планы работ на текущий год не сокращаем. Не знаю, что будет с сахаром, но лекарства мы будем производить и даже нарастим мощности.
Вехи развития
— В 2003 году завод стал частью ГК «Фармстандарт». Расскажите об основных вехах развития предприятия за этот период.
— К тому моменту, как предприятие вошло в ГК «Фармстандарт», на заводе уже производились субстанции, готовые лекарственные формы, был налажен выпуск детских сиропов и суспензий в соответствии с международными стандартами. После 2003 года регулярно запускаются новые производственные линии, расширяющие заводские мощности по выпуску твердых лекарственных форм, спреев и аэрозолей, твердых желатиновых капсул. Получены и регулярно подтверждаются сертификаты соответствия GMP, GLP (после ввода в эксплуатацию заводской лаборатории), GDP (для складских помещений). Склад готовой продукции, введенный в эксплуатацию 11 лет назад, рассчитан на 11,5 тыс. паллетомест.
— Вы руководите предприятием с 2019 года. Расскажите о мощностях завода сегодня. Какая продукция на нем выпускается?
— Решением Совета директоров я избран генеральным директором завода с 1 сентября 2019 года. К этому моменту уже 20 лет управлял таким крупным фармацевтическим предприятием, как ОАО «Фармстандарт-УфаВИТА». Теперь в зоне моей ответственности оба предприятия.
Сегодня ОАО «Фармстандарт-Лексредства» имеет всю инфраструктуру, необходимую для обеспечения производства лекарственных средств и медицинских изделий.
В эксплуатации шесть производственных цехов на 26 производственных линий, около 28,6 тыс. м2 производственных помещений.
Собственная типография печатает штрихкоды для маркировки.
Имеются склады хранения вспомогательного сырья и АФС, обеспечивающий хранение в соответствии с требованиями GMP, склады хранения упаковочных материалов.
Производим препараты различных форм: твердые лекарственные формы (таблетки с покрытием и без), твердые желатиновые капсулы, спреи, аэрозоли, жидкие лекарственные формы в виде сиропов, в том числе детские. Основные направления: противовирусные, жаропонижающие, обезболивающие, БАД (в т.ч. гематогены). В пульмонологическом портфеле представлен препарат в виде порошка для лечения астмы. Производим и медицинские изделия — тест–полоски для глюкометров.
— Какие препараты АО «Отисифарм» производятся на заводе в Курске?
— «Отисифарм» основной заказчик на нашем производстве. На долю препаратов компании приходятся наибольшие объемы производства в упаковках. Только «Арбидола» мы производим 10 млн упаковок в месяц, или 120 млн упаковок в год.
Помимо «Арбидола» у нас традиционно высокие планы по противовирусному препарату «Амиксин», анальгетикам «Пенталгин», «Некст», жаропонижающим — линейке «Максиколд».
С качеством в голове
— Как выстроена система управления качеством на вашем заводе?
— Первые сертификаты соответствия GMP получены в 2003 году, с тех пор регулярно подтверждаются. Контроль качества проводим по утвержденной нормативной документации, по методике, разработанной нами или производителем. Есть все необходимое современное оборудование: хромотографы жидкостные и газовые, спектрофотометры, многое другое. В отделе контроля качества занято 192 человека. Постоянно повышаем их профессиональный уровень, обучаем людей как на выездных курсах, так и на вебинарх, которые проводят внешние специалисты по качеству.
— На бытовом уровне можно слышать мнение, что продукция отечественных компаний все еще проигрывает в качестве зарубежной. Что бы вы на это ответили скептикам?
— На бытовом уровне все рассуждают по-своему. Люди имеют право сомневаться. Думаю, проблема в том, что мы слабо доводим до них информацию. Многих даже разница в цене не пугает. Покупают, к примеру, иностранный продукт с парацетамолом, вместо того, чтобы взять отечественный парацетамол в той же дозировке, но в несколько раз дешевле.
Думаю, стоит чаще рассказывать о том, что российский производитель жестко контролируется, в том числе на уровне организации производства, как ведомствами — Минздравом и Минпромторгом, так и обязательной системой лицензирования, сертификатами соответствия, регулярными проверками. И контроль распространяется на производителей как оригинальных российских препаратов, так и дженериков. «Фармстандарт-Лексредства» производит и те, и другие препараты.
С точки зрения качества воспроизведенных препаратов , то есть дженериков, это полная копия препарата оригинатора — то же МНН, состав, форма выпуска. При постановке на производство любой дженерик проходит проверку на идентичность продукту — оригинатору.
Многие иностранные фармацевтические компании, которые в разное время входили на российский рынок с тем, чтобы получить возможность участвовать в тендерах, локализовывали на наших мощностях собственные продукты. Локализация происходила под их строгим контролем и вместе с ними. В итоге производственный процесс ничем не отличается от производства этих же препаратов в США и Европе.
В пользу эффективности и качества лекарственных средств, произведенных в России, и в частности на нашем заводе в Курске, говорит и то, что потребители годами используют нашу продукцию и информация о нежелательных эффектах минимальна. Каждый случай мы тщательно расследуем и нередко оказывается, что возникновение нежелательного эффекта связано с особенностями приема, хранения препарата в домашней аптечке и т.д.
Не застать врасплох
— Знакома ли ОАО «Фармстандарт-Лексредства» проблема дефицита кадров? Как формируете кадровый резерв и обеспечиваете приток молодых специалистов?
— На заводе сегодня работают около 2 тыс. человек, большинство — местные, куряне. Все сотрудники в должной степени квалифицированы и мотивированы на работу. Государственная инспекция по труду Курской области ОАО «Фармстандарт-Лексредства» выдала «Сертификат доверия» о внесении в реестр работодателей, гарантирующих соблюдение прав работников. Мы аккуратно платим зарплату, обеспечиваем хорошие условия труда, у нас замечательный коллектив. Текучка кадров минимальна, около 3% в год.
В подборе эффективных и мотивированных на работу специалистов мы активно сотрудничаем с местными высшими и средними учебными заведениями, приглашаем студентов на стажировки. Резюмируя — проблем с персоналом у нас нет.
— Как трансформируется стратегия и организация внутренних и внешних процессов в компании в связи с фокусом на импортозамещение? Каковы препятствия на этом пути?
— Зависимость страны от импортных субстанций и импортного оборудования для фармацевтического производства существует. Отечественные фармпроизводители хотят производить продукцию с высоким качеством и на высоких скоростях. К сожалению, российское машиностроение практически не производит оборудования, на котором возможно обеспечить качество и скорость процессов. Целый перечень востребованных современным фармацевтическим производством установок (таблетировочные прессы, капсуляторы, высокоскоростные упаковочные линии, оборудование для приготовление смесей, сушилки, грануляторы) в России не производится. Потребности российских предприятий в них практически полностью закрывают китайские и индийские производители. Отмечу также, что в последние годы на рынке появились отдельные отечественные производители фармоборудования, чья продукция актуальна и удовлетворяет всем требованиям современного фармацевтического производства. Закупаем у них, активно эксплуатируем и качество нас устраивает.
Что касается локализации фармсубстанций, здесь в связи с последними событиями также стратегия такая: переход «на восток» — покупка субстанций в Китае и Индии, и развитие производства субстанций внутри страны.
Достигнуты определенные успехи в этом направлении. В России в рамках импортозамещения в последние годы появляется все больше производителей фармацевтических субстанций. В основном в фокусе их внимания пока лишь субстанции для дорогостоящих препаратов в рамках федеральных программ, к примеру онкология, орфанные заболевания.
Что касается упаковки, то план может быть только один: максимально переходить на производителей российского картона и стекла. Такая возможность есть, но важно произвести переход без потери в качестве.
Резюмируя, скажу: об импортозамещении говорилось на протяжении нескольких лет, но шло оно не так активно, как хотелось бы. Что ж, настало время взяться за дело решительно.
Наш завод как одно из крупнейших производств в России видит сложности, в основном, технического характера, никакой катастрофы с переходом на отечественное нет. Работаем день и ночь, в несколько смен. Работы прибавилось — это точно.
Скорейшее и полнейшее импортозамещение, охватывающее как можно большее число групп препаратов, важно еще и потому, что курс валют существенно изменился, а значит, импортное сырье дорожает. Наша задача минимизировать издержки, которые в результате роста цен лягут на плечи конечного потребителя.
— Среди вызовов последних трех лет — маркировка и пандемия. Какие изменения они активизировали в компании?
— Мы были участниками пилотного проекта по маркировке. Вошли в него в 2016 году — еще на стадии проведения эксперимента. Сегодня на наших мощностях работает собственная типография, где в круглосуточном режиме печатаются коды для маркировки упаковок, наносим маркировку непосредственно на упаковочной линии и блистерном автомате.
В запуск маркировки было вложено много труда, большая команда работала над этим проектом. В итоге процесс был внедрен без особых трудностей. Производительность предприятия не пострадала.
Что касается процесса взаимодействия, то вначале наблюдались некоторые сложности передачи информации в ЦРПТ, но сейчас все цепи замкнулись, система работает хорошо. На несколько миллионов упаковок один-два возврата из-за нечитаемого штрихкода, продукт прослеживается до потребителя, в аптеке и в больнице. Считаю результат отличным.
Что касается пандемии, то она не застала нас врасплох. В 2020 году в 10 раз увеличили производство «Арбидола» до 10 млн упаковок в месяц. Набрали людей — расширили штат на 200 человек, добавили производственные смены, провели обучение и переобучение персонала, увеличили скорости производственных линий.
Помимо «Арбидола» был высокий спрос на парацетамол, уголь активированный, антибиотики — наращивали объемы производства и по этим позициям.
Строим перспективу
— Каковы планы развития завода на ближайшую и дальнюю перспективу?
— Планы коррелируют с актуальной социальной повесткой. Во-первых, это, конечно, импортозамещение. В 2021 году мы произвели 500 млн упаковок — это 100%-ная загрузка мощностей. Начали строить большой производственный корпус, площадь которого 4 тыс. м2, прогнозируемая мощность — около 200 млн упаковок в год.
Второй важный вектор: в рамках программы «Фарма-2030» — кардинальная перестройка всего завода с увеличением объемов выпускаемой продукции в три раза. В связи с происходящими событиями наш долг начать производить то, что сейчас уйдет с аптечных полок и из больниц. Конечно, не силами одного нашего завода, но всей российской фармы.
Большая фарма занимает большой объем на аптечных полках, и для нас сегодня есть возможность ее заместить.
Планируем также освоить выпуск мягких желатиновых капсул и жевательного мармелада — востребованные формы в сегменте БАД — детские жевательные мультивитамины и различные комплексы с Омега-3, 6, 9.
Несмотря на ситуацию неопределенности и некоторые сложности с оборудованием (у нас задерживаются поставки заказанного ранее итальянского и немецкого оборудования), мы не останавливаем все запланированные инвестиционные проекты на этот и следующий годы. Каких-то проблем, кроме сдвигов сроков, пока не вижу.
Из реализуемых проектов: спроектировали и строим производственную площадку «Отисифарм Пром» в индустриальном парке Храброво (Калининградская обл.). Там будут производиться порядка 22 наименований продуктов АО «Отисифарм», в том числе и флагманы «Арбидол», «Пенталгин», «Некст».
Ждем, что в ближайшие месяцы стабилизируется состояние рынка субстанций. Планируем наладить в Курске выпуск парацетамола, аспирина, цитрамона — то, что требуется во времена, когда у людей нет денег на дорогие препараты.
АО «Отисифарм» — российская фармкомпания, образована в 2013 году в результате выделения безрецептурного бизнеса компании «Фармстандарт» в отдельное предприятие. В портфеле компании — 32 бренда. Среди них большая группа средств для лечения респираторных и вирусных заболеваний: «Арбидол», «Амиксин», «Максиколд». Группа витаминов и БАД включает «Асвитол», «Компливит», «Лактазар», «Магнелис B6», «Селмевит», «Цикловита». Также компания выпускает анальгетики «Аскофен-П», «Пенталгин» и «Некст», противотревожный препарат «Афобазол» и препарат для лечения когнитивных расстройств «Ноопепт»
Производство продукции АО «Отисифарм» осуществляется на крупнейших промышленных фармацевтических площадках ГК «Фармстандарт». Основная контрактная площадка — ОАО «Фармстандарт-Лексредства» в Курске.
Материал партнера: АО «Отисифарм»