Врачи рассказали о подходах к лечению постковидного синдрома у пациентов с ИБС и АГ
Производная ковида
По официальной статистике [1], число подтвержденных случаев заражения COVID-19 в России к концу 2021 года превысило 10 млн. Почти 9 млн россиян перенесли коронавирусную инфекцию без летального исхода, но при этом в мире все чаще описываются случаи, когда последствия заболевания сохраняются у пациентов еще длительное время. Так появилось новое определение — постковидный синдром (post-COVID-19 syndrome, long covid), закрепленный в десятой версии Международного классификатора болезней (МКБ-10).
6 октября нынешнего года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала [2] официальное описание постковидного синдрома. Согласно документу, симптомы этого состояния «держатся около трех месяцев с начала заболевания COVID-19 и не могут быть объяснены другими диагнозами». Описаны общие признаки этого состояния: «повышенная утомляемость, нехватка дыхания, когнитивное расстройство и некоторые другие симптомы, которые также оказывают влияние на повседневное функционирование». Зачастую у пациентов также наблюдаются резкие скачки артериального давления (АД) и пульса, аритмии, тахикардии, головокружения.
Нарушения могут затрагивать все системы жизнедеятельности организма. Патогенез постковидного синдрома и методы ведения таких пациентов сегодня во многом находятся на уровне гипотез. Научному медицинскому сообществу еще предстоит разработать, систематизировать и принять общие подходы к лечению состояний, вызванных постковидным синдромом. А в нынешних условиях основное внимание акцентируется на симптоматическом лечении.
Метод исключения
Среди факторов повышенного риска осложнений при постковидном синдроме врачи отмечают хронические заболевания сердечно-сосудистой системы. Один из типичных примеров был разобран и представлен на информационно-образовательном портале компании Servier для врачей-кардиологов и терапевтов «Кардиотека». Тему «Постковидный синдром у пациента с ИБС и АГ — идем методом исключения» обсудили д.м.н., профессор Сергей Гиляревский и к.м.н., доцент Антон Родионов.
Пациент с АГ и ИБС перенес COVID-19 инфекцию. После перенесенного заболевания у него развилась одышка — неконтролируемая, спонтанная, не зависящая от физической нагрузки. Компьютерная томография легких в норме, дополнительные обследования сердца (ЭКГ, УЗИ, холтеровское мониторирование ЭКГ) не выявили отрицательной динамики. Прежняя схема терапии, которая раньше хорошо контролировала АД и приступы стенокардии, перестала работать. В дополнение к одышке наблюдаются перепады АД.
Какова предпочтительная тактика лечения таких пациентов? Появились ли новые данные по определенным классам лекарственных препаратов в таких клинических ситуациях?
Ответы на эти вопросы могут вызвать затруднения даже у врачей с практическим опытом ведения постковидных пациентов. И все же на сегодня уже есть перспективные данные, зарекомендовавшие себя в клинической практике. О них рассказали приглашенные специалисты.
Метод, о котором рассказал профессор Гиляревский, основан на данных патологоанатомических исследований, умерших от COVID-19 пациентов. У них нередко находят тромбозы в микрососудах сердца, которые могут влиять на клинические проявления заболевания. Поэтому, по его мнению, начинать нужно с исключения органических причин заболевания, чтобы предупредить развитие неблагоприятных исходов. Эксперт рассказал, какие причины дестабилизации состояния важно исключить в первую очередь.
Пока сложно даже представить, насколько постковидный синдром может быть многообразен и полиморфен, подчеркнул его коллега, к.м.н. Антон Родионов. По его мнению, решение поставленных в приведенном примере вопросов лежит в усилении антигипертензивной и антиишемической терапии. Он привел конкретные примеры, как достичь действенных результатов в этом направлении, сделать ее более рациональной.
Сегодня в стандарты лечения коронавирусной инфекции вошло назначение антикоагулянтов. Но как избежать бесконтрольных назначений этих небезопасных препаратов? Достаточно ли четко описываются показания и дозировки этих препаратов в очередном пересмотре российских методических рекомендаций? Понятны ли они врачам?
Ответы на эти и другие вопросы медицинские специалисты найдут в видеоролике.
Имеются противопоказания, необходимо получить консультацию специалиста.
1. https://covid19.rosminzdrav.ru/ данные на 16.12.2021.
2. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/345824/WHO-2019-nCoV-Post-COVID-19-condition-Clinical-case-definition-2021.1-eng.pdf.
Материал партнера: Servier