Врачи развеяли мифы об остром миелоидном лейкозе

25.04.2025
13:47
Во Всемирный день повышения осведомленности об остром миелоидном лейкозе (ОМЛ) ведущие эксперты развеяли мифы о неизлечимости заболевания и обсудили, как сделать инновационные препараты более доступными для пациентов и сократить срок ожидания терапии. Обсуждение прошло в НМИЦ гематологии, модерировала дискуссию программный директор Фонда борьбы с лейкемией Юлия Синицына.
Фото: ru.123rf.com

Как распознать ОМЛ

В российском обществе укоренилась мысль о неизлечимости лейкоза. Согласно приведенным на мероприятии данным ВЦИОМ, из 1,6 тыс.  опрошенных больше 60% считают это заболевание неизлечимым, 30% — что его тяжело вылечить и оно уменьшает продолжительность жизни. Это говорит о низкой осведомленности граждан, подчеркнула гендиректор НМИЦ гематологии, главный внештатный специалист гематолог Минздрава России Елена Паровичникова.

Острый миелоидный лейкоз — жизнеугрожающее заболевание и требует быстрой диагностики и лечения в специализированных стационарах. Но ОМЛ поддается лечению, причем существуют четкие алгоритмы терапии, в зависимости от выявленных генетических поломок в лейкозных клетках.

Известны факторы риска ОМЛ: курение, предыдущее химио- или лучевое лечение по поводу онкологических заболеваний, воздействие формальдегида и бензола, наследственность. Но заболевание может развиться у любого человека (75% — взрослые, причем болезнь чаще развивается после 60 лет), поэтому каждому важно знать о клинических проявлениях нарушения процесса кроветворения. Уникального признака нет, но заподозрить опасный недуг можно, например, по частым инфекционным заболеваниям, рассказала завотделением дневного стационара НМИЦ гематологии Ирина Лукьянова.

Инфекции развиваются, если опухоль подавляет созревание клеток—предшественников лейкоцитов. Если поражаются тромбоциты, возникают кровотечения, если эритроциты — развиваются анемия, одышка, постоянная усталость. Также возможны увеличение лимфоузлов, образования на коже, головная боль.

Простуда, недомогание, слабость — повод сдать общий анализ крови. При обнаружении отклонений важно пересдать анализ с ручным подсчетом лейкоцитарной формулы: в отличие от анализаторов крови, лаборант может отличить опухолевые клетки от здоровых. Проверять кровь каждый месяц не имеет смысла, достаточно делать это при появлении симптомов и во время диспансеризации.

Затянувшаяся простуда оказалась симптомом ОМЛ у пациента Д. из Ялты. В конце февраля 2024 года он заболел ОРВИ. Если обычно простуда проходила быстро, в этот раз мужчине пришлось взять больничный. Он отметил увеличенные лимфоузлы на шее и ногах. Из-за выявленных отклонений в общем анализе крови пациента Д. направили на пункцию костного мозга в Симферополь, затем в Ростов-на-Дону для уточнения диагноза, а после — в НМИЦ гематологии для лечения. Терапия позволила пациенту Д. вернуться к работе учителя и детского тренера, вести нормальную жизнь.

После биопсии костного мозга и молекулярно-генетического тестирования опухоли определяют подтип опухоли и подбирают лечение. Возможны интенсивная и низкоинтенсивная химиотерапия, гипометилирующая терапия. Эти методы можно комбинировать с таргетными препаратами, нацеленными на конкретную мутацию опухоли. Пересадка костного мозга от донора (аллогенная трансплантация гемопоэтических столовых клеток) также может применяться, повышает шансы на выздоровление и снижает риск рецидивов. В то же время трансплантация не всегда может быть показана и в таких случаях эффективнее другие методы лечения. Иногда приходится проходить одни и те же обследования несколько раз, в динамике заболевания, причем некоторые из них, к сожалению, не входят в программу ОМС. Но для подбора лечения крайне важна качественная диагностика, пояснила Ирина Лукьянова.

Маршрутизация пациентов

Диагностировать ОМЛ может любой врач. Но лечением таких пациентов занимается только гематолог, рассказала первый заместитель гендиректора НМИЦ гематологии, главный внештатный специалист гематолог Минздрава в ЦФО Вера Троицкая. В большинстве регионов доступны все три уровня гематологической помощи: первичная (кабинет гематолога), специализированная помощь (отделения гематологии) и высокотехнологичная медпомощь (федеральные и региональные центры). В последние годы есть тенденция к переносу гематологических отделений в многопрофильные больницы. Это позволяет оказывать непрерывную и разноплановую помощь пациентам.

Если в регионе оказать помощь с диагностикой или лечением пациенту не могут, он может быть направлен в федеральный медицинский центр лечащим врачом после телемедицинской консультации. Также пациент может получить направление на амбулаторный прием. Решение о госпитализации принимает врачебная комиссия. Далеко не всем пациентам нужно проходить лечение в федеральном центре, главное — придерживаться рекомендаций лечащего врача-гематолога, подчеркнула Вера Троицкая. В большинстве регионов есть те же препараты, что и в федцентрах, причем в больших объемах. А некоторые лекарства доступны только по региональной льготе по месту жительства.

Пациентам важно понимать этапы маршрутизации: сначала на этапе установления диагноза проводится анализ крови и амбулаторное обследование. После подтверждения диагноза врачом-гематологом выполняются инструментальные и лабораторные исследования, в том числе молекулярно-генетические, уточняющие подтип ОМЛ. Далее следует этап дневного или круглосуточного стационара в специализированном учреждении. Здесь подбирается и проводится лечение, может быть назначена и проведена трансплантация костного мозга. После лечения пациент возвращается в амбулаторное звено для диспансерного наблюдения.

Новые возможности

О работе благотворительного Фонда борьбы с лейкемией рассказала его гендиректор Ануш Овсепян. Организация, которой в июне исполнится 11 лет, одна из немногих поддерживает взрослых пациентов с онкогематологическими или гематологическими диагнозами, а также их родственников. Пациенты обращаются в фонд, если не могут получить услуги в рамках программы ОМС, по квотам или другим программам. Их поддерживают на всем протяжении лечения до выхода в ремиссию.

Также фонд ведет информационно-просветительскую работу: есть обучающие программы для медсестер, а по программе развития онконастороженности врачи первичного звена из регионов могут получить поддержку ведущих специалистов страны. Для пациентов, врачей и медсестер доступна программа психологической поддержки. А пациенты, которые уже прошли терапию, после обучения могут помогать тем, кто недавно столкнулся с диагнозом.

Осведомленность очень важна, так как часто из-за недостатка знаний пациенты тратят месяцы на простые обследования, сообщила президент Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй» Ирина Боровова. Также многие не знают о Перечне ЖНВЛП, препараты из которого можно получить бесплатно. Для повышения информированности пациентов ассоциация организовала онкопатрули.

Замедляет процесс диагностики и то, что попасть к врачу-гематологу пациенты могут только через терапевта, а записаться к двум специалистам сложно из-за их загруженности. Также многие пациенты не знают, как получить нужные им препараты. Из-за этого некоторые не доживают до второй-третьей линии терапии или трансплантации. Еще одна проблема — бюрократическая машина, которая замедляет внедрение инновационных методов лечения и препаратов. В России на это уходят годы, а, например, в Китае пациенты могут получить новый препарат за два-три месяца, если он может дать стойкую ремиссию.

На сайте общественных инициатив ассоциация собирает 600 тыс. голосов для выделения финансирования на онкогематологию. Эта область медицины попала в федеральный проект, но деньги на нее не выделили. На площадке Совета при правительстве обсуждалась идея сделать первый этап диспансеризации обязательным, рассказала Боровова. Подобный подход помог в борьбе с туберкулезом, он же может ускорить диагностику ОМЛ: в анкете для диспансеризации есть и проверка на симптомы этого заболевания. Своевременно выявлять ОМЛ важно еще и потому, что болезнь часто развивается у молодых экономически активных людей, а это огромный ущерб для государства.

Безусловно, наука не стоит на месте, активно ведутся разработки, в них заинтересован каждый, кто хоть как-то связан с заболеванием. «В ближайшие годы в России ожидается регистрация новых препаратов для терапии ОМЛ, таких как таргетные лекарственные препараты, направленные на IDH-1 и IDH-2 мутации, а также другие инновационные технологии лечения», — подчеркнула Ирина Лукьянова.

«Острый миелоидный лейкоз — заболевание излечимое. После выздоровления люди ведут нормальную жизнь, заводят семью. Да, гематологов не очень много, но это дружная команда, мы знаем телефоны друг друга. Впереди у нас много новых препаратов, технологий, крепнет команда гематологов, которые занимаются ОМЛ. Профилактировать развитие острого миелоидного лейкоза нельзя, но мы знаем, как с ним бороться», — сказала в заключение Елена Паровичникова.

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.