Антигистаминные — не аллергией единой
Гистамин — и это все о нем
Гистамин — биологически активное вещество. Он играет ведущую роль в развитии воспалительного процесса, не обязательно аллергического. Вещество присутствует в организме большинства животных, бактерий, а также растений (крапива, помидоры, шпинат).
Гистамин принимает участие в регуляции цикла бодрствование — сон, угнетении аппетита на уровне центральной нервной системы, что объясняет седативный эффект антигистаминных препаратов первого поколения и отчасти лечебное действие средств от укачивания.
При развитии аллергической реакции происходит выброс гистамина из определенных клеток крови (в тканях тучные клетки, в крови — базофилы), вызывающий типичные для этого состояния проявления — расширение сосудов, отек, снижение артериального давления, в ряде случаев — развитие бронхоспазма. При высвобождении большого количества гистамина может возникать спазм гладких мышц кишечника и даже диарея. Все эти действия связаны с активацией первого типа гистаминовых рецепторов (H1). Активация второго типа рецепторов (Н2) вызывает повышение выработки соляной кислоты в желудке.
Важно помнить, что некоторые продукты питания и красное вино могут содержать изначально большое количество этого вещества и стимулировать развитие описанных выше реакций. Например, употребление в пищу несвежих скумбриевых и корифеновых рыб может приводить к развитию очень сильного гистаминового отравления. Это связано с оксилением аминокислоты гистидина, которая в большом количестве содержится в некоторых сортах рыб, и образованием гистамина. Яичный белок, клубника, мед, орехи и ряд других продуктов могут стимулировать высвобождение этого биологически активного вещества.
С приемом продуктов питания, содержащих гистамин или влияющих на его обмен, связаны так называемые псевдоаллергические реакции. Клинические проявления после приема таких продуктов могут мало отличаться от аллергической реакции. Основные отличия от истинной аллергии — при псевдоаллергии не вовлечены иммунные механизмы, реакция начинается сразу со стадии освобождения медиаторов воспаления, разрешающая доза аллергена и псведоаллергена всегда различны. При запуске аллергической реакции доза может быть ничтожно мала, при процессах, вызванных образованием или поступлением гистамина, провоцирующий фактор должен поступить в больших количествах. Ярким примером псевдоаллергической реакции может служить фотодерматоз.
Антигистаминные от аллергии
Для лечения аллергии традиционно применяют препараты, блокирующие первый тип гистаминовых рецепторов. По бытующему мнению, они не способны предотвратить выброс гистамина, но, блокируя Н1-рецептор, не дают медиатору связаться с ним и таким образом снижают или нивелируют его эффект на организм.
В настоящее время по решению Консенсуса по антигистаминным препаратам (Consensus Group on New-Generation Antihistamines — CONGA) рекомендовано выделять два поколения препаратов. Метаболиты и стереоизомеры (цетиризин, фексофенадин и др.), ранее относящиеся к третьему поколению, ввиду отсутствия существенной разницы в действии между ними и препаратами второго поколения рекомендовано относить к последним.
Как известно, влияние на центральную нервную систему и седативный эффект являются основным различием между препаратами первого (АП-1) и второго поколений (АП-2).
Крайне важно:
- Седативное действие при приеме АП-1 субъективно ощущают лишь 40—80% пациентов.
- Отсутствие седативного эффекта при приеме АП-1 не исключает отрицательного действия на важные когнитивные функции — способность к концентрации, обучению, управлению автомобилем, наблюдаемого даже при приеме небольших доз препаратов.
- Использование АП-1 в качестве снотворных нежелательно — происходит угнетение фазы быстрого сна и нарушение физиологичности процесса.
- Некоторые АП-2 подвергаются метаболизму в печени с участием цитохрома Р450. По этой причине их нельзя сочетать с противогрибковыми препаратами (кетоконазолом и интраконазолом), макролидами (эритромицином и кларитромицином), антидепрессантами (флуоксетином, сертралином и пароксетином), с грейпфрутовым соком.
Антигистаминные «от желудка»
Гистамин — основной регулятор секреции соляной кислоты в желудке. Приемом лекарственных препаратов, блокирующих второй тип гистаминовых рецепторов (Н2) желудка, можно снижать уровень соляной кислоты, что используется в комплексном лечении ряда заболеваний желудочно-кишечного тракта. Препараты действуют селективно на Н2-рецептор, практически не оказывают эффектов, опосредованных другими рецепторами.
Первый препарат из этой группы — циметидин — подавляет систему цитохрома печени Р450, в связи с чем его использование ограничено из-за высокого риска межлекарственного взаимодействия.
В настоящее время в клинической практике широкое применение нашли блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов следующих поколений — ранитидин и фамотидин, ввиду их минимального влияния на систему цитохрома, а следовательно, минимального количества побочных эффектов, обусловленных взаимодействием лекарств.
Антигистаминные от укачивания
Применение АП-1 в качестве средств от укачивания — еще один пример использования побочных эффектов лекарств в качестве основного лечебного действия.
Свойство препаратов первого поколения легко проникать через гематоэнцефалический барьер, связываться с рецепторами центральной нервной системы и предупреждать укачивание, оказывая противорвотное и седативное действие, использовано в лекарственных препаратах для лечения кинетозов.
Это свойство впервые было выявлено у дименгидрината (Драмина). Устраняет головокружение, оказывает противорвотное, анорексигенное и седативное действие.
Крайне важно учитывать умеренное противоаллергическое действие дименгидрината при необходимости приема других антигистаминных препаратов от аллергии.
Нет комментариев
Комментариев: 0