Аптека с депутатскими полномочиями
Какие дивиденды приносит аптеке политическая активность ее руководителя? Прежде всего это желание коллектива участвовать в жизни города своим каждодневным трудом. А чувство защищенности от житейских невзгод — спутник их активной жизненной позиции. Корреспондент “ФВ” провела один день как раз в таком месте — екатеринбургской муниципальной аптеке № 1, сотрудники которой не отделяют корпоративные интересы от общественных.
Рабочий день Галины Жуковской — директора муниципальной аптеки № 1 и депутата Екатеринбургской городской думы — начинается в 8.30, когда она надевает белый халат и проводит утренний обход. Аптека работает с 8.00. Галина Жуковская проходит по всем пяти отделам и заглядывает в бухгалтерию. Проверяет, как работают с посетителями фармацевты, все ли в порядке. Основу коллектива составляют сотрудники в возрасте 50—55 лет. Большинство из них работает вместе уже не один десяток лет, а некоторые — со дня основания аптеки. И уходить даже на более высокооплачиваемую работу не собираются. На языке рекрутеров это называется нематериальной мотивацией. По словам фармацевта Нины Лусниковой, директор аптеки заботится о душевном равновесии сотрудников, понимая, что благополучие предприятия зависит от настроения в коллективе. Галина Жуковская стоит у первого стола, наблюдает, как фармацевт обслуживает пациента.
“Ловить” людей на хорошем — важная для руководителя привычка. Что обычно замечает директор, проходя по аптеке? Здесь скопилась очередь, там фармацевт сидит скучает, кого-то и вовсе нет на рабочем месте. Тут я вижу — директор идет по отделам и хвалит то одного, то другого: этого поддержала, этого поблагодарила, этому сказала: “Молодец!” Как ни парадоксально, хорошая денежная премия в конце месяца не так повышает эффективность работы. А вот похлопать сотрудника по плечу в тот момент, когда он действительно молодец (или поддержать, когда ему нужна помощь), — это действует.
Галина Жуковская гордится тем, что её аптеке удаётся аккумулировать социальные функции
В отделе запасов аптеки работают провизоры, от искусства которых зависит полнота ассортимента. Особенность ассортиментной политики аптеки — прямые связи с местными производителями лекарств. Уже не первый год они придерживаются стратегии удешевления и без того недорогих отечественных препаратов путем прямых закупок на заводах Свердловской области. “У нас есть все дешевые препараты. За ними к нам едут со всего города”, — Галина Жуковская гордится тем, что ее аптеке удается аккумулировать социальные функции. Основная проблема заводской закупки — нехватка у аптеки свободных оборотных средств. Но отдел запасов ухитряется закупать минимальными партиями. При этом удается снизить цену препаратов на 5—10%. В настоящее время аптекари задумали сделать отдельную витрину для “социальных препаратов” — недорогих сердечно-сосудистых, обезболивающих, противовоспалительных средств — самых востребованных пожилыми людьми.
Любимое детище аптеки — процветающее производство. “Такой набор аптечного оборудования вы мало где увидите”, — говорит Галина Жуковская, ведя меня от просторной моечной, заглянув в комнатку провизора-аналитика, фасовочную, к производственному отделу с большим столом, за которым без труда могла бы разместиться средняя студенческая группа. Кстати, студенты здесь сегодня с утра. То там, то здесь маячат белые халатики.
“Производство у нас сейчас прибыльное, — говорит Галина Жуковская. — Его работники получают достойную зарплату. И платят приличные налоги. Мы оптимизировали ассортимент и цены. Сейчас, когда в городе осталось лишь несколько производственных аптек, стали ощутимы конкурентные преимущества внутриаптечного производства. Производя лекарства на основе тизоля, еженедельно аптека зарабатывает от 12 тыс. руб. Кроме того, в числе товарных позиций, которые приносят рецептурно-производственному отделу наибольшую прибыль, продукты, содержащие БАД”.
Обход — процедура долгая, но необходимая. Обычно занимает от 1,5 до 2 часов.
В 11.00 Галина Жуковская едет в Думу. Как депутат городской Думы она работает сразу в двух комиссиях — по здравоохранению и социальной политике и по муниципальной собственности. Сегодня заседание комиссии по здравоохранению — депутаты слушают отчет начальника горздрава.
За три года работы в Думе Галина Жуковская в составе комиссии не раз выезжала в больницы, наблюдала за строительством новых объектов. Она убеждена: клубок проблем здравоохранения можно распутать, держась за нить отношения больницы к пациенту. Как быть с очередями в регистратуру и с нехваткой талонов? Вопрос живо обсуждается депутатами. Галина Жуковская знает — каждый пациент должен представлять ценность для больницы. Ведь в окошечко регистратуры и к первому столу фармацевта обращаются за помощью те же самые люди.
У первого стола можно решить многие социальные проблемы
К постановке задач для своей аптеки Галина Жуковская также подходит с политической точки зрения. “Я все-таки человек государственный”. И в том, что городские власти недавно начали реализовывать решение о сохранении муниципальных аптек, передав коллективам помещения в полное хозяйственное ведение, есть немало и ее усилий. “Муниципалитет освободил аптеки от арендной платы и тем самым признал их ценность для города. Я считаю это верным политическим решением”, — уверена Галина Жуковская.
Депутатских решений ждет не только аптека, но и ее сотрудники. Коллектив болеет за своего руководителя на тех заседаниях Думы, где решаются социальные вопросы. Важно, когда сотрудник влюблен в свою работу. Это встречается не часто, но все же бывает. Гораздо реже ситуация, когда сотрудник мотивирован ценностью своей работы для общества. Привычка относиться к аптеке, где они работают, как к месту, где могут быть решены многие социальные проблемы, сформировалась у сотрудников за время работы Галины Жуковской в Думе. В ее кабинете развернута депутатская приемная. Если поначалу к ней шли на прием по вопросам обеспечения лекарствами, то теперь круг ее забот составляет все муниципальное хозяйство. Коллектив в курсе многих ее дел и является активным исполнителем всех районных мероприятий по уборке, озеленению и ремонту. Участие в делах города вдохновляет фармацевтов на их нелегкий каждодневный труд.
В обеденный перерыв я невзначай оказываюсь на празднике — в аптеке отмечают день рождения зав. отделом запасов Людмилы Бородиной. Уже с утра у нее на рабочем столе хризантемы. Галина Жуковская считает, что за вдохновение сотрудников отвечает лично она. Без периодической энергетической подпитки система не действует. Отмечать дни рождения по сценариям и с цветами — давняя традиция аптеки. Коллектив почти семейный. На глазах выросли дети, и теперь сотрудники радуются каждому внуку и внучке. В этом женском коллективе хорошо понимают: чтобы чадо выросло умным, красивым, здоровым, надо всегда поощрять его за хорошие поступки. Привычка хорошо работать формируется похвалой, простым человеческим “спасибо”. В российских компаниях часто пытаются выстроить корпоративную культуру через приказ. Представьте себе, что в вашей семье стали приказывать. Аналогична и ситуация с сотрудником: у него необходимо воспитать привычку выполнять свою работу хорошо и с любовью.
Сразу после обеда — совещание с зав. отделами. Что сделано за прошлую неделю и за день? Что внести в план действий на ближайшие дни? Какие средства можно выделить на погашение дефектуры? Кем заменить заболевшего специалиста? Кто из работников может помочь с обзвоном больных из очереди на льготные лекарства? Это очень трудоемкая работа и требует большого терпения. Каждому клиенту необходимо объяснить, что пришло и когда прийти. Решено, что один из дежурных администраторов садится обзванивать больных. Ни слова о плохом. Никакой критики. Собрание должно вдохновлять. Сотрудники получают заряд позитива перед тем как вернуться на рабочие места.
Дежурный администратор аптеки № 1 — провизор, на беседу с которым едут больные со всего города. Он принимает больных в отдельной комнате. Не через стекло, глаза в глаза. Ведет поиск препаратов, назначенных врачом, или их аналогов в аптеках всех районов с учетом ценовых пожеланий пациента. Немаловажно то, что больной сам участвует в поиске и видит его результаты на экране компьютера. Многие, особенно пенсионеры, специально едут издалека, чтобы самим убедиться в возможности выбрать то или иное лекарство.
В 16.00 Галина Жуковская садится писать приказы. Периодически заходят посетители. Бывает, просто поздороваться, а не пожаловаться на проблемы. На это тоже нужно время. К концу дня проверяет, как сработала первая смена, смотрит цифры. Сейчас, когда основной поток посетителей утих, можно заняться бухгалтерией, подписать документы, проверить кассу. Самые оптимистичные планы Галина Жуковская строит в связи с отменой для аптек арендной платы. Наконец станет возможен и текущий ремонт, и повышение заработной платы, и социальная витрина. Будущее радует. В 19.00 она набрасывает план на завтра. И идет домой с мыслью о том, что день прошел не зря.
Нет комментариев
Комментариев: 0