Аптека XVIII века: выжить, чтобы вылечить

21.11.2016
00:00
...
К середине XVIII в. в России было всего 12 частных аптек. Все они были настоящими храмами фармации: прилавки из красного дерева с резным орнаментом и фигурными поручнями, хрустальные люстры, лепнина на потолке, мраморные колонны и мозаичные полы, бюсты греческой богини здоровья Гигиеи, эскулапов древности, ступки из самоцветов…

Если бы в такой аптеке оказался современный человек, то он мог бы подумать, что здесь делают жертвоприношения, а не лекарства. И он в чем-то оказался бы прав.

23cedb8c926d1b4dc093f18416c01256.pngПровизоры XVIII в. трудились не покладая рук, круглосуточно, в тяжелых условиях. Им полагалось всего половина выходного в неделю и свободное воскресенье раз в две недели. Все остальное время — по первому зову посетителя в любое время дня и ночи аптекарь обязан был приготовить и отпустить товар. Жил он, как нетрудно догадаться, здесь же, при аптеке. Поэтому старинные аптеки нередко располагались в жилых особняках.

Правда, требования к ним царские власти уже тогда предъявляли особые. Любая аптека должна была иметь несколько помещений:

  • приемную комнату (сюда приходили посетители),
  • рецептурную комнату (святая святых, где изготавливали лекарства),
  • материальную комнату (здесь хранились медикаменты и травы),
  • лабораторию (где фармацевты проводили химические опыты),
  • погреб (для хранения жидкостей в холоде),
  • чердак (сюда аптекари складировали сухие травы).

Все владельцы аптек имели фармацевтическое образование и шли к своему делу не меньше восьми лет. Готовили их так:

1) ученик поступал в одну из аптек, где ему предстояло учиться 5—6 лет провизорскому делу у его мастеров.
2) После этого он сдавал экзамен на звание гезеля (помощник провизора), направлялся на работу в полевую аптеку на 3 года.
3) И только после этого получал право открыть свою аптеку.

06bd3ba3c42c7d8109e42d3790a4bfae.png

Показать все, что скрыто

После таких испытаний относились к своему делу владельцы первых частных аптечных лавок, как правило, крайне трепетно. Аптека была не только оборудована, но и всячески украшена так, чтобы у посетителей при попадании в приемную комнату появлялся пиетет. Тем более что посетители аптек в XVIII в. в основной своей массе были господами состоятельными и привыкшими к роскоши. Для них в приемном зале ставили мягкие кресла и бюсты богов или как минимум Гиппократа, вешали картины с особами царской семьи и заморских дворов, а также приятные глазу натюрморты.

Приемную комнату от рецептурной отделял резной прилавок из красного дерева. Первоначально посетители могли наблюдать за тем, как готовят их лекарства (как у нас за процессом приготовления блюд можно наблюдать в дорогих ресторанах). К XIX в. от этой открытости решили отказаться. История умалчивает, связано ли это было с частыми кражами, с ненавязчивыми попытками посетителей посоветовать аптекарям, как лучше готовить лекарства, или с тем, что со временем процесс изготовления медикаментов настолько усложнился, что ради него пришлось пожертвовать эстетической стороной дела.

В непосредственной близости от рецептурной комнаты располагались комнаты дежурных аптекарей. Перегородки между двумя помещениями были деревянными, чтобы провизоры всегда могли слышать звон колокольчика (а вызывали аптекаря посетители именно так). Как правило, стены не доходили до потолка, поэтому работа у провизоров была по-настоящему вредной и опасной (они регулярно отравлялись парами медикаментов, проникавшими в спальню из рецептурного помещения).

Ступки и мензурки

Именно в рецептурной комнате хранились самые необходимые медикаменты и сырье для их приготовления. Причем располагались препараты на одном столе в алфавитном порядке (названия писались на латыни и на русском). На втором столе аптекарю надлежало готовить медикаменты. На нем же обычно стояла ступка из агата, стекла или змеевика и ручные весы с чашами из скорлупы кокосового ореха или фарфора.

Иногда чаши были медными, но аптекари использовали их лишь в крайних случаях, поскольку медь со многими веществами вступает в нежелательные химические реакции. Плюс к этому на столе были стеклянные мензурки со специальными ложками-дозаторами из серебра, рога, стали, слоновой кости, в крайнем случае из той же меди.

Ядовитые вещества хранились в отдельном шкафу под замком и с печатью. Ключ от шкафа был только у владельца аптеки, даже провизор не мог его открыть. Такая строгая мера была введена Аптекарским уставом, который был выпущен в 1789 г. Среди прочего он напоминал аптекарям, что они не имеют права лечить больных, а должны лишь готовить им выписанные врачом лекарства.

5070dc55bc9335e733468f3199099609.pngВ материальной комнате хранился основной запас сырья для медикаментов: в зависимости от вещества и его химических свойств оно могло быть помещено в деревянных, стеклянных, каменных или фарфоровых штанглазах (так называли емкости для хранения лекарств). Травы хранили в ящиках, коробках или холщовых мешках. Если травы были ароматическими и содержали нужные для лечения эфирные масла, их помещали сначала в плотно закрывающиеся стеклянные емкости, а потом в оловянные сосуды. Название медикамента на таре писали белой масляной краской. На стеклянных сосудах название вытравливали.

Особым помещением в аптеке был погреб — здесь хранились летучие жидкости, спирты, сиропы, настойки в склянках разной емкости, обвязанные бычьими пузырями, бумагой или несколькими слоями кожи. Поскольку погреба аптек были частым искушением для страждущего люда, их, как правило, плотно закрывали дубовой дверью и вешали на них увесистый амбарный замок.

При каждой аптеке обязательно была лаборатория — самая ароматная часть аптеки. Здесь готовили галеновые препараты, получали эфирные масла и цветочные воды. Здесь же была печь с медными вылуженными внутри кубами.

Работа в аптеке не прекращалась ни на минуту. Подчас скромный ее штат состоял из владельца (он же изготовитель лекарств) и одного-двух его помощников (они же провизоры). Обслуживала городская аптека не менее 12 тыс. жителей. Но именно аптека подчас была тем местом, куда люди приходили со своими переживаниями, болью и надеждой на выздоровление. Впрочем, в этом плане за два века мало что изменилось.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.