Что делать, если...
Однако стоит отметить и оборотную сторону медали: увольнение столь же неприятно, сколь и полезно. Для позитивно настроенного человека такой факт всегда является стимулом дальнейшего развития.
Итак, почему же первостольников увольняют? Есть ли жизнь после увольнения? Попробуем разобраться.
Корыстный интерес руководителя
Причины бывают разные, но рано или поздно все их можно объяснить. Однако ситуации бывают и другие.
Вот, к примеру, история первостольника одной из региональных аптек, которую однажды вызвал руководитель: «Я пристально наблюдаю за вами уже месяц, и вы меня разочаровали. Но поскольку вы только начинаете свой трудовой путь, я не стану портить вашу карьеру и предлагаю уйти по собственному желанию». Фармацевт и правда была неопытной, а расстроенные чувства не позволили ей сделать главное — спросить: чем же именно недовольна заведующая? Так что она оформила заявление «по собственному желанию» и в печали ушла искать другое место. Но забытая на работе личная вещь заставила ее через неделю вернуться в аптеку, за прилавком которой… уже стояла сестра заведующей.
Фармацевт быстро пришла в себя и нашла новое место работы. Но вопросом, который так и остался без ответа для нее, был «а часто ли так бывает, что из-за личного корыстного интереса руководитель способен нарушать этические нормы и, возможно, даже закон?». Скажем сразу: такое бывает нечасто. Гораздо более распространенными являются совсем другие причины увольнения.
Дисциплинарные страдания
Да, именно проблемы с дисциплиной и законом чаще всего заставляют руководителей аптек увольнять нерадивых сотрудников. На самом деле большая часть заведующих аптек вовсе не стремятся к тому, чтобы быстрее избавиться от фармацевтов и провизоров, поскольку квалифицированного специалиста в этой сфере не так-то легко найти. Поэтому увольнение возможно только в случае очень серьезного нарушения.
1. Воровство. Самый распространенный случай — не пробить чек в аптеке с открытым доступом к товару, а его «исчезновение» и недостачу списать на покупателя. Понятно, что от такой неоформленной покупки остаются наличные, полученные у клиента, которые нечистый на руку фармацевт забирает себе. Чтобы исключить подобные «сюрпризы», многие работодатели устанавливают в зале камеры слежения, на которых могут внезапно обнаружить «предателя». За подобное поведение практически любой работодатель готов уволить сотрудника.
2. Некоммуникабельность, выходящая за пределы. Отсутствие высоких коммуникативных навыков, конечно, еще не повод для увольнения, ведь при желании их можно «наработать». А вот откровенное хамство, грубость, да еще и конфликтность могут нанести аптеке трудно исправимый вред. Большинство руководителей сначала делают грубияну-первостольнику пару «китайских предупреждений», но есть и такие, кто увольняет не раздумывая.
3. Регулярные нарушения дисциплины. Часто опаздываете, задерживаетесь после обеда, уходите «всего на полчасика» раньше, прогуливаете и систематически не выполняете распоряжения руководителя? Значит, вы, возможно, уже в «черном списке». Конечно, речь не идет о форс-мажорных обстоятельствах, которые случаются с каждым. Но если форс-мажор становится системой — адекватный заведующий даже в этом случае увольняет не сразу, а сначала взывает к совести недисциплинированного сотрудника. А уж если дисциплинарная беседа и замечания не возымели действия — нарушителя увольняют.
Как это происходит?
Это только в кино можно сказать: «Вы уволены!» — и тут же указать сотруднику на дверь. В реальной жизни такое сделать совсем не просто. Для этого должны быть следующие основания, прописанные в нормативных актах:
- несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
- однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (прогул, нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и т. д.);
- неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если работник уже имеет дисциплинарное взыскание.
Любой из подобных поводов для увольнения должен быть не просто озвучен, а еще и документально оформлен и подтвержден проведенной по данному факту проверкой. Причем сам факт должен исходить в форме заявления от непосредственного руководителя нарушителя порядка.
Если речь идет о прогуле, то по этому факту оформляется соответствующий акт, к которому прогулявшего просят составить объяснительную. Затем нарушителя просят подписать акт, а при отказе — призывают двух сотрудников-свидетелей поставить свои подписи в подтверждение того, что отказавшийся поставить подпись ознакомлен с актом. И только теперь на основании вышеперечисленных материалов можно готовить приказ об увольнении.
- Чтобы уволить сотрудника за прогул, достаточно одного такого факта.
- Если сотрудник не выполняет поручения руководителя — таких фактов должно быть хотя бы два, причем по первому из них необходимо сначала оформить выговор.
- Несоответствие квалификации или занимаемой должности — вопрос довольно спорный, и решать его должен не одиночный руководитель, а аттестационная комиссия. На практике созвать ее не так-то просто, поэтому подобный повод для увольнения — редкий случай, хотя многие работодатели и любят «пугать» им нерадивых сотрудников.
Есть еще одна причина для увольнения сотрудника, но она связана не с «плохим поведением», а с финансовыми проблемами фирмы. В этом случае законодательством предусмотрена процедура сокращения, которую работодатели не любят по причине невыгоды. Ведь в этом случае работодатель должен предупредить сотрудника о сокращении за два месяца и выплатить ему пособие в размере двухмесячного оклада. Часто шеф предлагает сотруднику компромисс — оформить увольнение по соглашению сторон, где сотрудник и работодатель договариваются об условиях, на которых мирно расстаются.
«Вы уволены». Что делать?
- Для начала поинтересуйтесь причиной. Вполне вероятно, что вы старались и делали все, что могли, но шеф остался вами недоволен. Постарайтесь прийти в себя и успокоиться, а затем — смело на откровенную беседу. Если у вас и у работодателя просто возникло недопонимание, если вы чувствуете, что можете все исправить, и хотите сохранить свое место — попросите дать вам время. И, возможно, все получится.
- Работодатель может быть на 100% прав. И вы действительно постоянно опаздываете (грубите клиентам, выполняете не все поручения и т.д.). В таком случае вам необходимо понять, что смена места работы вас не спасет и единственный способ реабилитироваться — срочное исправление. Чувствуете, что вам не хватает сил, мотивации или чего-то еще? Обратитесь к психологу — он поможет найти выход. Иначе ваша карьера рискует быть безнадежно загубленной.
- Какими бы отзывчивыми ни были ваши коллеги и руководитель, всякому терпению приходит конец. А восстановить испорченные отношения, которые часто приводят к увольнению, непросто. Иногда к таким ситуациям ведет конкуренция между сотрудниками, иногда — банальные сплетни или попросту надуманные проблемы. Поэтому самый лучший вариант отношений в коллективе — рабочий: дружелюбный и поддерживающий, но без лишней близости. Нейтрального человека чаще всего стремятся поддержать и реже всего стараются уволить.
Ох и тяжкая это работа...
…увольнять сотрудников. Подчиненным кажется, что работодатель только и мечтает высокомерно и с надменной улыбкой произнести «Вы уволены». Но на самом деле мечтают о таком только социопаты. Адекватный работодатель всегда переживает не меньше, чем увольняемый, поскольку делать это практически всегда невыгодно, да и неприятно. Ведь в постоянстве коллектива есть существенные плюсы: работники знают свои обязанности, работодатель — их сильные и слабые стороны. Это делает работу аптеки стабильной.
Кроме того, даже бывалые кадровики признаются, что оставлять человека без работы всегда тяжело. Поэтому гуманный работодатель даже для провинившегося сотрудника стремится найти корректные слова, провести спокойную беседу и по возможности — дать рекомендации. Или хотя бы не отчитывать «плохого» сотрудника напоследок, а пожелать ему хороших возможностей.
И все же избежать возможных увольнений — задача скорее работодателя, чем сотрудника. Во-первых, при тщательно подобранном персонале и грамотном его обучении увольнять никого не придется. Во-вторых, для проверки существует испытательный срок, в течение которого опытный заведующий всегда отметит плюсы и минусы новеньких и сделает окончательный вывод — оставлять или прекратить «испытания» законной просьбой покинуть аптеку. Два-три месяца — вполне показательный срок, чтобы понять, сможет человек дальше работать или нет. Кстати, иногда вместо увольнения работодатель может просто предложить сотруднику другую должность.
Если честно, все работодатели и исполнители изначально заинтересованы в сотрудничестве. Поэтому, даже если вы изначально не тянете на доверенную должность, даже если оклад кажется вам маловат, а режим работы тяжелый, постарайтесь сделать так, чтобы стать незаменимым и ценным. Зачем?
- вы сможете собой гордиться;
- вы станете востребованы;
- вас не захотят увольнять даже в период сокращений.
Разве это не повод, чтобы стать совершеннее?
Нет комментариев
Комментариев: 0