CVP-анализ в аптечном бизнесе: «за» и «против»

25.09.2013
00:00
Анализ текущей деятельности предприятия с использованием различных финансово-экономических показателей уже более сотни лет является обязательным стандартом в управлении бизнес-организациями всего мира. В современной деловой практике успешно прижились (по тем или иным причинам) десятки различных аналитических методик, одной из которых является CVP-анализ (от англ. «costs, volume, profit» — анализ «затраты — объем — прибыль»).

Метод CVP-анализа представляет собой методику оперативного управления предприятием на основе показателей безубыточности и подразумевает использование четырех ключевых аналитических инструментов: расчет точки безубыточности, расчет маржинального дохода, определение маржинального запаса прочности и расчет производственного левериджа.

В основе классического CVP-анализа лежит простейший график структуры прибылей и расходов (рис.), который можно увидеть в любом учебнике «Экономика предприятия». Основная идея этого графика (в идеальном случае) состоит в том, что по мере роста объемов продаж организация сначала выходит на точку безубыточности, затем начинает нарастать зона прибыли. При этом, при снижении как постоянных, так и переменных расходов, предприятие получает тем больший рост рентабельности, чем больший оно имеет объем продаж.

Сразу же отмечу, что это ситуация идеальная и на практике график зависимости постоянных и переменных расходов, а также выручки от объемов продаж будет иметь совершенно другой внешний вид. При всей своей простоте и понятности CVP-анализ имеет и множество существенных ограничений и допущений, которые сильно сужают возможности применения этого метода на практике: изначально CVP-анализ рассматривает и оценивает идеальную систему издержки — выручка — прибыль, т.е. систему, существующую лишь на уровне математических расчетов, а вовсе не в реальном мире.

В частности, предполагается, что есть четкое разделение между постоянными и переменными затратами, что удельные переменные затраты являются постоянной величиной, что неизменны и цены на реализацию продукции, и закупочные цены. При этом ассортимент также является константой, объем продаж является единственным фактором, влияющим на все остальные переменные, и объем продаж равен объему закупок.

Что же из этих допущений можно увидеть в реальности? Вообще ничего! По сути, единственной ситуацией, в которой будут выполняться все требования CVP-анализа, является наличие в стране плановой экономики.

Однако, если внимательно изучить перечень основных допущений и ограничений метода CVP, становится очевидным, что размер ошибки при использовании этого аналитического подхода будет расти по мере увеличения горизонта планирования. Следовательно, применение CVP-анализа в краткосрочном периоде, когда данные по ценам закупочным и ценам реализационным, по ассортименту, а также по постоянным и переменным издержкам будут стабильны, вполне приемлемо.

Более того, поскольку CVP-анализ предполагает проведение калькуляции издержек по предельным затратам и именно этот подход наилучшим образом отражает истинную структуру постоянных и переменных расходов, то при анализе текущей ситуации метод CVP будет весьма полезен. В частности, его можно прекрасно использовать при:

  • определении минимально допустимого уровня цен (на сколько мы можем опуститься, чтобы не разориться?);
  • при оценке общей структуры затрат;
  • возможности поддержания существующего уровня издержек (их увеличения или необходимости снижения);
  • при формировании и анализе смет обособленных структурных подразделений (например, отдельных аптек, входящих в аптечную сеть).

CVP-анализ прекрасно способен выступать в качестве такого простого и быстрого метода оценки реалистичности будущих планов компании, позволяя отсекать явно нежизнеспособные варианты развития организации без значительных временных и человеческих затрат.

Таким образом, можно без сомнения утверждать, что при правильном применении CVP-анализ может быть полезен аптечным организациям, как небольшим, так и крупным, поскольку способен помочь найти ответы на ряд в высшей степени актуальных для российских аптек вопросов. Главное не переоценивать этот метод и не забывать о его ограничениях и недостатках.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.