Если припекло

03.07.2017
00:00
Летнее солнце согревает, бодрит, поднимает настроение, но вместе с тем преподносит порой и неприятные сюрпризы. Едва ли не самый частый побочный эффект горячих лучей — солнечные ожоги. Неудивительно, что летом у многих посетителей аптек предметом повышенного интереса становятся средства профилактики и лечения обгоревшей кожи.

Если первопричина у солнечных ожогов всегда одна — избыточное воздействие на кожу ультрафиолетового (УФ) излучения, то дополнительных предпосылок к их появлению довольно много. Это и возраст, и пребывание на солнце с увлажненной кожей, и прием фотосенсибилизирующих препаратов, и т.д. Но, пожалуй, основной фактор риска — индивидуальный тип светочувствительности кожи, т.к. именно от него зависит минимальная биодоза УФ-излучения, способная вызвать обгорание.

Наиболее уязвимы перед солнечными стрелами люди с 1-м и 2-м фототипами кожи (по Фитцпатрику):

  • обладатели 1-го, «кельтского», фототипа (очень светлая, тонкая, бледная кожа c веснушками, голубые, светло-серые или зеленые глаза, рыжие или очень светлые волосы) практически всегда обгорают даже после короткого пребывания на солнце;
  • представители 2-го, «нордического», фототипа (светлая кожа, голубые, серые, зеленые или карие глаза, светло-русые или светло-каштановые волосы) получают ожоги в большинстве случаев.

Впрочем, и те, кому природа подарила более «солнцеустойчивую» кожу, от ожогов отнюдь не застрахованы.

В разной степени

Как правило, обращаться в аптеки за медикаментами пострадавших вынуждают солнечные ожоги минимальной, I степени. Характерные их признаки — разлитое покраснение (эритема), жгучая болезненность и отек кожи.

При ожогах II степени, которые встречаются реже, перечисленные симптомы выражены сильнее; кроме этого, у пациента появляются на коже пузыри (везикулы), заполненные жидкостью, отмечается обезвоживание, лихорадка, общее недомогание. В этом случае необходимо вмешательство врача.

Добавим, что появление под действием солнечного излучения «экстремальных» форм ожогов с некрозом тканей (III—IV степень), к счастью, практически исключено.

Пока еще не поздно

Всякому человеку понятно, что солнечных ожогов лучше предусмотрительно избегать, чем потом их лечить. Для профилактики обгорания предназначены многочисленные солнцезащитные кремы, спреи, лосьоны, масла, стики с различным уровнем защиты (SPF) от УФ-излучения средней длины (тип B, или UVA-B), которое является наиболее «пожароопасным» для кожи.

Летом солнцезащитная косметика широко и охотно применяется публикой, подолгу пребывающей под палящими лучами, но отнюдь не всегда уберегает от ожогов. Причин такого недоразумения может быть несколько:

  • Применение продукта с более низким уровнем SPF, чем нужно. Многие потребители ошибочно думают, что SPF показывает, во сколько раз тот или иной продукт продлевает время безопас­ного нахождения на солнце по сравне­нию с «беззащитным» состоянием. Поэтому при выборе средства часто следуют, к при­меру, такой логике: «Без крема я обгораю за 5 минут, завтра после обеда позаго­раю полчасика. Значит, мне хватит SPF 6 (5 × 6)». В связи с этим FDA подчеркивает: показатель SPF отражает не длительность, а общий уровень (степень, меру) защиты от лучей UVA-B, интенсивность которых меняется в течение суток (например, с 13-00 до 14-00 солнце в 4 раза «жарче», чем с 9-00 до 10-00)1.
    Какой же SPF оптимален для отдельно взятого человека? В целом, принцип прост: чем сильнее подвержена кожа ожогам, тем выше должен быть искомый показатель. Что касается «нижней планки» защиты, то на сей счет существуют различные точки зрения. Мы же ограничимся следующим фактом: согласно рекомендациям той же FDA и Американской академии дерматологии (American Academy of Dermatology) людям с любым кожным фототипом для защиты от солнечных ожогов и рака кожи следует использовать продукты с SPF не менее 302;
  • Несвоевременное использование косметики. Многие почему-то обрабатывают кожу солнцезащитными средствами не загодя, а уже после встречи с горячими лучами. Правильное время экспозиции защитного крема, лосьона, спрея — примерно за 15 минут до выхода на солнцепек2;
  • Непоследовательное применение косметики. Отдыхающие, перемежающие загорание с водными процедурами, порой используют солнцезащитную косметику всего1 раз за все время пребывания на пляже. Однако ее необходимо повторно наносить на кожу после каждого купания и тщательного обтирания.

Ожог уж наступил, уж кожа отекает

Прежде чем обратиться к препаратам, которые можно применять при уже случившемся ожоге, не лишне кратко обозначить довольно популярные средства самолечения, с которыми лучше не иметь дела.

К «черному» списку можно отнести спиртовые растворы (могут усилить обезвоживание и раздражение кожи), лед (отмирание эпителия, повышение риска косметических дефектов), «народные» снадобья с большим содержанием жира (нарушают дыхание и теплообмен кожи).

Основа медикаментозного лечения солнечных ожогов I степени — наружное применение лекарственных средств, уменьшающих симптомы воспаления, а также ускоряющих темпы регенерации поврежденной кожи. Выбор препарата для купирования симптомов ожога определяется их интенсивностью. Наиболее выраженным противовоспалительным эффектом среди противоожоговых средств обладают топические глюкокортикостероиды (ГКС): они подходят для кратковременного применения в острой фазе воспаления, сопровождающейся сильной или умеренной болезненностью, жжением, отеком, эритемой. Свое лечебное действие ГКС реализуют через местное сужение сосудов, блокаду синтеза медиаторов воспаления (простагландины, лейкотриены и др.), которые активно образуются в зоне поражения в первые часы после ожога.

При рекомендации топического ГКС нужно помнить следующее:

  • К безрецептурным препаратам группы, у которых среди официальных показаний к применению черным по белому обозначен солнечный ожог, относятся бетаметазона дипропионат в форме спрея, метилпреднизолона ацепонат в виде эмульсии, крем с алклометазоном.
  • Среди перечисленных ГКС наиболее сильным местным противовоспалительным эффектом обладает бетаметазона дипропионат3.
  • Топические ГКС нельзя наносить на открытые раны, области кожи с признаками инфекционного поражения, розацеа, акне. Требуется осторожность (консультация врача) при необходимости обработки широких кожных участков из-за повышения вероятности системных побочных эффектов.
  • Вопреки существующему у некоторых потребителей страху перед гормональными средствами, топические ГКС при правильном использовании (сообразно инструкции) обычно хорошо переносятся.

Еще один биохимический механизм развития воспалительных реакций при избыточном воздействии УФ-излучения — интенсивное высвобождение из тучных клеток кожи гистамина4. Поэтому при легкой воспалительной симптоматике в острой фазе солнечного ожога возможно использование наружных H1-блокаторов, к которым относятся эмульсия и гель с дименгидринатом, гель с дифенгидрамином. В то же время при выраженном воспалении средства этой группы должны использоваться только по согласованию с врачом. После нанесения топических антигистаминных средств недопустимо длительное воздействие солнечных лучей из-за риска развития фотодерматозов. Впрочем, оставаться в тени и прохладе — обязательная рекомендация абсолютно для всех пациентов, опаленных солнцем.

Для ускорения процесса восстановления поврежденной кожи в комплексном лечении солнечных ожогов традиционно используются средства, стимулирующие регенерацию тканей. Это кремы, аэрозоли, гели с декспантенолом, депротеинизированным гемодериватом крови молочных телят и т.п. Отметим, что популярный декспантенол обладает также легкими противовоспалительными свойствами, что способствует частичному облегчению раздражения кожи.

Беременные, кормящие, дети

Просьба посоветовать что-нибудь от солнечного ожога со стороны беременной женщины или кормящей мамы — вовсе не исключительный случай в аптечной практике. Очевидно, что первая рекомендация в этой ситуации — посетить врача. Это необходимо, в том числе и потому, что, например, топические ГКС, имеющие наибольшую противовоспалительную эффективность среди наружных противоожоговых средств, могут применяться у этой группы женщин исключительно после консультации с врачом. То же ограничение относится и к топическим H1-блокаторам.

К противоожоговым лекарственным средствам, которые не имеют противопоказаний в период беременности и лактации, относятся наружные препараты с декспантенолом и депротеинизированным гемодериватом крови молочных телят.

К тем, у кого часто складываются «непростые отношения» с солнцем, относятся дети: по статистике, риск появления ожогов у них заметно выше, чем у взрослых5. Большинство широко используемых противоожоговых средств разрешены маленьким пациентам: как правило, они различаются лишь нижним возрастным порогом применения (табл.).

Тяжелый случай

Несмотря на то, что солнечные ожоги II степени буквально взывают к врачебной помощи, пострадавшие или их близкие подчас все равно ищут совета в аптеке. Меры доврачебного ухода в этой ситуации стандартные: укрытие пациента в прохладном и темном помещении, холодные обертывания, обильное питье; дополнительно возможен прием системных обезболивающих и жаропонижающих препаратов — ибупрофена, парацетамола и т.п.

Если происходит самопроизвольное лопание пузырей, то обнажившиеся эрозии и их края во избежание вторичного инфицирования можно обработать щадящим, неспиртовым антисептиком (повидон-йод, хлоргексидин, мирамистин и др.) с последующим нанесением регенерирующего средства. Самостоятельное вскрытие везикул при этом категорически запрещено. И, повторимся, самое главное для пациента с ожогом II степени — как можно скорее получить помощь доктора.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
1) https://www.fda.gov/aboutfda/centersoffices/officeofmedicalproductsandtobacco/cder/ucm106351.htm.
2) Sunscreen FAQs. American Academy of Dermatology. Retrieved July 22, 2014 (https://www.aad.org/media/stats/prevention-and-care/sunscreen-faqs).
3) Федеральные клинические рекомендации по ведению больных атопическим дерматитом. Российское общество дерматовенерологов и косметологов. — М., 2015.
4) Гамаюнов Б.Н. Солнечные ожоги — причины, профилактика и способы лечения. Фарматека, 2013, № 10. — С. 63—65.
5) Brown TT et al. The epidemiology of sunburn in the US population in 2003. J Am Acad Dermatol 2006; 55(4): 577—83.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.