Гениальные изобретения, сделанные случайно
Спасибо коту
За изобретение йода мы должны быть благодарны французскому химику и промышленнику Бернару Куртуа, а точнее — его коту. В 1811 г. Бернар Куртуа изучал золу бурых морских водорослей, которую использовали при производстве селитры, необходимой для изготовления пороха. Он обратил внимание, что на стенках медных котлов оседает белая накипь, разъедающая металл. Чтобы выяснить причину этого явления, исследователь стал проводить опыты, сутками пропадая в лаборатории. Его любимый кот постоянно был с ним. Однажды, разрезвившись, котик неосторожно задел химические колбы с разными растворами. Колбы упали, разбились, их содержимое пролилось и перемешалось, подняв кверху облачко дыма лилового цвета. Оказалось, что при смешении серной кислоты и раствора золы морских водорослей происходит химическая реакция, в результате которой выделяются густые ярко-фиолетовые пары, позже осаждающиеся в виде черных кристалликов с характерным металлическим блеском. Так, совершенно случайно, и было открыто новое химическое вещество, отличающееся от всех ранее известных материй.
Вскоре выяснилось, что спиртовые и водные растворы йода имеют уникальные антисептические свойства. Их стали использовать для обеззараживания поверхностей при хирургических операциях. Причем только один этот шаг позволил сократить смертность почти на 20%. Ведь в то время многие люди умирали от заражения крови и сепсиса лишь потому, что при лечении еще не были разработаны санитарно-гигиенические нормы. Позже тинктуры йода стали применять в качестве антисептиков и в тех случаях, когда нужно было продезинфицировать рану и устранить воспалительный процесс.
Зеленый бриллиант
Знакомая всем с детства зеленка, или бриллиантовый зеленый, изначально вовсе не предназначалась для лечения. Британский химик Вильям Перкин в середине XIX в. открыл новый вид анилиновых красителей мовеин, который стали использовать для окраски тканей, радуя модниц того времени новыми оттенками. В платье из шелка, окрашенном мовеином, блистала сама королева Виктория на Всемирной выставке 1862 г. Впоследствии за это изобретение Вильяму Перкину было пожаловано рыцарское звание.
Лишь в начале ХХ в. стали известны антисептические свойства зеленки. При окрашивании препаратов для микроскопических исследований было замечено, что этот краситель замедляет рост болезнетворных бактерий, а в ряде случаев и убивает их. Правда, за рубежом это дезинфицирующее средство так и не получило широкого распространения из-за слишком яркой окраски и предполагаемых канцерогенных свойств. Зато в Советском Союзе бриллиантовая зелень, дешевая в производстве и эффективная в лечении, стала использоваться повсеместно. Многие поколения детей ходили с зелеными ссадинами на коленках или в пятнышках зеленой ветряночной сыпи...
Интересно, что свое красивое название зеленка получила благодаря лингвистическому казусу. В сухом виде этот краситель представляет собой золотисто-зеленые комочки, которые на латыни называются viridis nitentis, что дословно означает «зеленый блестящий». Французский переводчик, подбирая аналог латинскому названию, использовал слово brillant («блестящий»), а советские лингвисты использовали при переводе слово «бриллиантовый».
Любовь и... пластырь
Любопытная история связана и с изобретением бактерицидного пластыря. Необычную конструкцию из липкой хирургической ленты и кусочка марли придумал в начале 20-х гг. прошлого века сотрудник американской фирмы «Джонсон&Джонсон» Эрл Диксон. Поводом для этого стала любовь к жене Джозефине, у которой что ни день, то обязательно случались всякие неприятности — ожоги, порезы, ссадины. Что интересно, оценила изобретение не только драгоценная супруга Эрла Диксона, но и руководство компании, выпустившее на рынок новый продукт под названием Band-Aids (band — «лента», aid — «помощь») и получившее в результате немалую прибыль.
Но не зря говорят, что идеи порой витают в воздухе. Примерно в это же время один немецкий фармацевт Пауль Карл Бойерсдорф тоже изобрел лейкопластырь (греч. leikos — «светлый», emplastron — «мазь»), нанеся на кусочек льняной ткани природный каучук, сосновую смолу и окись цинка. А другой немецкий фармацевт Оскар Тропловиц усовершенствовал технологию производства и внедрил идею в массы. Правда, эта история уже не столь романтична...
Нет комментариев
Комментариев: 0