Интернет — друг или как?

19.09.2016
00:00
«Мне 23 года, а моему ребенку 10 месяцев. Недавно у него была очень высокая температура, и участковая врач направила нас в больницу. Так как я от больницы отказалась, она прописала антибиотики. Я не поленилась и прочитала все про антибиотики в интернете — как это вредно для здоровья и иммунитета детей. Я с мамочками на форуме посоветовалась, они меня успокоили, сказав, что это, скорее всего, зубки режутся, что надо подождать, и температура сама спадет».

«Врач с гомеопатического сайта посоветовал гомеопатический препарат. Я стала давать, и вы знаете, так все и вышло — мой малыш через неделю совершенно поправился. Теперь я только гомеопатам и доверяю. Как здорово, что сейчас есть интернет и можно вылечиться, не выходя из дома».

Знакомая ситуация, не правда ли?

Жизнь современного человека без интернета уже невозможно представить. Справочники, карты, энциклопедии постепенно уходят в прошлое. На смену им пришел динамичный, необъятный и все­знающий интернет. Бронирование билетов, покупка одежды и техники, общение с друзьями и нахождение новых знакомств, скачивание музыки и фильмов, поиск адресов и кулинарных рецептов и любой другой интересной и полезной информации — все это можно сделать, не выходя из дома и сидя на диване. Фраза «я погуглю это» прочно вошла в наш лексикон.

По данным исследования HealthIndex, проведенного компанией Synovate Comcon, каждый пятый россиянин использует интернет для поиска информации о здоровье, медицине, препаратах.

Наиболее популярной медицинской тематикой для поиска оказались инструкции по применению ЛС, их отметили 47% респондентов. Далее — цены и наличие препаратов в аптеках (39,6%), информация о болезнях и методах их лечения (38,9%), а также информация о ЛС для лечения определенных заболеваний (36,9%).

Но всегда ли интернет является нашим помощником и другом? На просторах интернета человек может найти огромное количество советов «бывалых» и форумов, рекомендации «ведущих» и титулованных специалистов, онлайн-консультации, советы народных целителей и предложения от посредников, готовых обеспечить прохождение лечения в любой клинике мира. Люди, которые рассчитывают получить ответы на вопросы, касающиеся их здоровья, или самостоятельно поставить диагноз по интернету, часто подвергают себя огромному и неоправданному риску. Основная опасность при таком самолечении — это неверная постановка диагноза и несвоевременное начало лечения. Пользователь интернета, столкнувшийся с проблемами со здоровьем, рассчитывает на быстрое исцеление.

«Лечение» по интернету привлекает людей своей доступностью, не требует затрат времени на посещение врача, позволяет избежать длинных очередей. Не всегда есть понимание того, что онлайн-консультации от имени «светил» медицины часто ведут совсем не те люди, которые указаны на сайте. К сожалению, на один уровень ставятся материалы, выкладываемые на сайтах от независимых журналистов и блогеров, и информация от профессионалов — врачей и медицинских работников на специализированных медицинских сайтах.

Медицинская, научно-популярная литература, легкодоступная в интернете, дает возможность найти симптомы, «подобрать» диагноз и начать самостоятельное лечение. Мнительные, впечатлительные люди часто находят у себя целый «букет» болезней и начинают самолечение. «Дайте мне какое-то лекарство. У меня системная красная волчанка», «Мне нужны антибиотики от синегнойной палочки», с такими и ими подобными запросами порой в панике прибегают в аптеку люди, самостоятельно поставившие себе диагноз.

К сожалению, самолечение в лучшем случае не приведет к желаемому результату, а в худшем — может нанести непоправимый вред здоровью. Особенно опасно самолечение в тех ситуациях, когда требуется немедленное вмешательство врача и промедление может привести к потере драгоценного времени.

Как выглядит посетитель аптеки, решивший «полечить» себя с помощью интернета? Чаще всего в руках у такого клиента довольно внушительный список препаратов. Иногда в этом списке есть препараты с противоположным действием, к примеру, противокашлевой препарат и препарат, разжижающий мокроту, иногда перечислены разные дозировки препарата, не указана кратность приема, длительность лечения.

На вопрос первостольника: «Скажите, пожалуйста, вам это назначение сделал врач?» в ответ звучит: «Нет, эти препараты я подобрал в интернете, отзывы на форуме очень хорошие...»

Основной принцип работы каждого работника аптеки: «Noli nocere» — «Не навреди!» Поэтому все действия работников аптек должны быть направлены прежде всего на соблюдение этого золотого принципа и оказание качественной, квалифицированной, профессиональной фармацевтической помощи.

Спорить с клиентом и доказывать нерациональность назначений, сделанных пациентом самостоятельно с помощью интернета, нет смыла.

Но предупредить о возможных ошибках, неточностях, возможных последствиях — долг человека в белом халате, давшего клятву Гиппократа.

Внимательно выслушав клиента, сотрудник аптеки прежде всего должен исключить те ситуации, когда помощь врача требуется немедленно, случаи, когда есть угроза не только здоровью, но и жизни пациента.

Пример

В аптеку пришла молодая женщина с девочкой четырех лет с просьбой дать ей антибиотик широкого спектра действия.

На вопрос провизора: «Что назначил вам врач? Покажите, пожалуйста, рецепт, я посмотрю название препарата и дозировку» мамочка ответила: «У врача мы не были, я только что забрала ребенка из детского сада. У нее температура 38,5, сильная боль в животе, ни рвоты, ни жидкого стула нет. Я прочитала в интернете, что это может быть инфекция, надо пить антибиотик, раз температура высокая».

Действия первостольника

Первостольник (вежливо, тактично, уверенно и твердо): «Подобные симптомы могут быть у самых разных заболеваний. Без осмотра врача, проведения обследования невозможна постановка диагноза. И чем быстрее врач осмотрит вашего ребенка, тем быстрее будет оказана квалифицированная помощь, меньше будет затрачено времени и средств на лечение, тем ниже риск осложнений. Врач сделает назначения, и мы с вами подберем самые эффективные, безопасные, современные препараты в необходимых дозировках, согласно врачебному назначению».

Молодая мама не получила требуемый антибиотик. Но ей был дан грамотный, аргументированный совет и предупреждение об опасности самолечения, слова поддержки и готовность работника аптеки оказать помощь в рамках врачебного назначения.

Задача профессионалов (работников аптек) — как можно убедительнее, в максимально доступной форме, тактично, приветливо и вежливо объяснить, что ни один сайт не сможет сравниться с врачом. Только врач сможет оценить состояние здоровья человека, подобрать препараты с учетом данных лабораторных исследований, индивидуальных особенностей организма, сопутствующих заболеваний, применяемых ранее лекарственных средств, возрастных дозировок.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.